Специфика формирования темпоритмической организации речи у школьников с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи, заключается в комплексном применении методов по развитию чувства темпа и ритма в речевом и неречевом аспектах. Структура работы включает в себя формирование темпоритмической стороны речи на трех основных уровнях: слоговом, словесном, синтагменном, с учетом психофизиологических основ исследуемых параметров речи.
Проведением коррекционно-логопедической работы по формированию темпоритмической организации речи на современном этапе развития коррекционной педагогики занимаются следующие авторы: Р.Л. Бабушкина, М.М. Безруких, С.Е. Большакова, Г.А. Волкова, А.М. Горчакова, Г.В. Дедюхина, Л.Н. Ефименкова, Е.А. Ларина, Н.В. Микляева, И.Н. Садовникова, Т.А. Титова.
Формирование темпоритмической организации речи предполагает развитие основополагающих психических функций. Составляющим компонентом формирующего эксперимента является работа по развитию слухо-моторных и зрительно-моторных координаций. Данный вид работы осуществляется с помощью методики развития сукцессивных функций А.М. Горчаковой и методики графических проб М.М. Безруких. В основе формирования сукцессивных функций лежит поэтапность выполнения заданий:
1. Формирование сукцессивных функций на основе автоматизированных рядов.
2. Формирование сукцессивных функций на основе произвольно заданных рядов.
3. Формирование сукцессивных функций на основе произвольно заданных серий последовательностей.
На начальных этапах работы используют автоматизированные ряды. Затем постепенно переходят к восприятию произвольно заданных последовательностей. На заключительном этапе работы используют серии последовательностей. Многократность повторения упражнений предполагает
постепенный перевод сформированных умений на уровень автоматизированных действий. Этому способствует ежедневность и систематичность упражнений. Задания должны быть адресованы всем анализаторам, причем не только каждому отдельно взятому анализатору, но и направлены на формирование, прежде всего, связей между ними (на формирование межанализаторной интеграции).
Развитие зрительно-моторных координаций по методике М.М. Безруких основывается на выполнении различных графических проб:
рисование прямых ровных линий;
копирование;
обведение заданных элементов;
рисование в заданной границами области.
При коррекции темпоритмического чувства эффективны в применении методы логопедической и фонопедической ритмики Г.А. Волковой и Н.В. Микляевой, которые включают в себя работу по формированию:
развитию чувства ритма в речевом и неречевом плане;
оптимизации мышечного тонуса;
формированию пространственных представлений;
развитию целостного образа тела и повышению устойчивости;
развитию психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения).
Методика работы над ритмом в логопедической практике Г.В. Дедюхиной предполагает поэтапность в работе. На первом этапе реализуются следующие задачи:
Усвоение ритмических эталонов темпа;
Формирование представлений о ритмическом ударении.
На втором (основном) этапе ставятся и реализуются задачи:
Усвоение слогоритмической структуры слова;
Слоговой и звукобуквенный анализ слова;
Выделение морфологических признаков слова.
Также в работе по формированию темпоритмической стороны речи используются методики коррекции нарушений письменной речи у младших школьников И.Н. Садовниковой и Л.Н. Ефименковой, а именно использовались задания на развитие слого-ритмической стороны слова. Используются следующие варианты упражнений:
Назвать картинку, отхлопать слоги: ударный слог - громкий, безударный - тихий.
Рассмотрите схемы, отхлопайте их: хХ Хх. Разложите картинки соответственно схемам.
Запишите данные слова под схемами в два столбца с проговариванием и отхлопыванием ритма.
В структуре коррекционной работы по формированию темпоритмической организации речи важное место отводится преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей по методике С.Е. Большаковой. Автор подразделяет работу на два основных этапа:
Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова;
Развитие слоговой структуры слова.
На первом этапе работы используются следующие варианты упражнений на развитие:
оптико-пространственной ориентации;
сомато-пространственной ориентации;
ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги);
временно-пространственной ориентации;
динамической и ритмической организации движений.
На втором (речевом) уровне используются упражнения: