Современное общество – это информационное общество, в котором одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы.
Это добавляет к общим целям школьного образования еще одну цель - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика и ИКТ».
Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. Также надо отметить специфическую особенность курса информатики – его направленность на подготовку обучающихся к последующему использованию компьютера в практической деятельности, выработки у них определенных операциональных умений и навыков.
Это накладывает отпечаток и на проверку и оценку знаний школьников – объектом контроля становится их готовность для различного вида учебной деятельности, сформированности определенных умений и навыков. Это обстоятельство требует введения новых форм контроля знаний и умений обучающихся в процесс обучения, искать пути своевременного обнаружения и исправления недостатков в знаниях и умениях обучающихся. Такой формой контроля знаний учащихся может стать рейтинговая система.
Предлагаемая система оценки знаний учащихся не отменяет традиционной 5-бальной системы. Принципиальное отличие рейтинговой системы оценки знаний от традиционной заключается в том, что оценка за полугодие выводится не как средняя от всех полученных в ходе уроков, а исходя из суммы всех заработанных в течение полугодия баллов.
Основным нормативом, соотносящим рейтинговую систему с традиционной является: С5- сумма баллов, которую должен заработать за полугодие учащихся, претендующий на оценку «5». С5- определяется преподавателем самостоятельно. Для определения С5 следует исходить из специфики предмета, привычной для учителя интенсивности опроса, количества учебных часов отводимых программой.
С5 сообщается учащимся в начале полугодия и не подлежит изменению до его завершения. С4=3/4С5; С3=1/2С5. Если при определении С3 и С4 получаются дробные числа, она округляется до целого числа в направлении уменьшения. Балы зарабатываются учащимися тремя основными способами:
а) текущая работа на уроках таблица №1
- полный ответ оценивается (за ответ идеальный, емко и полно раскрывающий поставленный вопрос); |
6б |
- за очень хороший ответ, отличающийся от идеального лишь несущественными погрешностями; |
5б |
- за хороший ответ, страдающий рядом несущественных погрешностей или одной- двумя существенными; |
4б |
- за посредственный ответ с целым рядом замечаний, с серьезными нарушениями логики; |
3б |
- за заведомо неудачный ответ при наличии представления о теме вопроса; |
2б |
- за плохой ответ при наличии явного стремления разобраться в существе рассматриваемого вопроса; |
1б |
- оценивается также работа учащихся с места, в зависимости от сложности вопроса; |
1-2б |
- отказ от ответа |
0б |