Экспериментальное изучение межличностных проблем в среде подростков в аспекте социализации личности

Современное образование » Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков » Экспериментальное изучение межличностных проблем в среде подростков в аспекте социализации личности

Страница 1

Цели и задачи исследования.

Целью эксперементальной работы является выявление причин, вызывающих межличностные проблемы в среде подростков на основе изучение их коммуникативных способностей.

Задачи исследования:

1. Изучение уровня коммуникационных способностей с помощью методики КОС-1 до и после проведения коррекционной работы.

2. Изучение личностных способностей испытуемых с помощью теста Коттела.

3. Сравнение выявленных показателей экспериментальной группы и установление зависимости коммуникативных способностей от личных особенностей испытуемых с целью выявления основных причин, влияющих на межличностные проблемы в среде подростков.

4. Составление коррекционной программы по профилактике и разрешению межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики.

Исследования проводились с декабря 2003г. по март 2004г.

В эксперименте принимали участие учащиеся 10 класса средней школы №12 Краснопресненского района. На базе этой возрастной группы была сформирована экспериментальная группа. Количество испытуемых - 14 человек.

В соответствии с целями и задачами проводимого исследования запланированы и осуществлены 3 этапа эксперимента:

I ЭТАП – констатирующий.

Диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 и личностных особенностей испытуемых по методике Кеттела.

II ЭТАП – формирующий.

Составление и выполнение программы тренингов по профилактике и разрешению межличностных проблем в среде подростков экспе-риментальной группы средствами социальной педагогики.

III ЭТАП – контрольный.

Повторная диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 в экспериментальной группе.

В соответствии с поставленными задачами I этап эксперимента разбит на 2 серии:

1 серия – направлена на изучение коммуникативных особенностей испытуемых.

2 серия – направлена на изучение личностных особенностей испытуемых.

Методики исследований.

1. Методика исследования коммуникативных способностей (КОС-1)

Цель исследования: выявить уровень коммуникативных способностей подростков.

Инструкция по применению методики.

Учащимся предлагается ответить на 20 вопросов:

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?

3. Есть ли у вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?

6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?

7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

11. Нравится ли вам находиться среди людей?

12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?

19. Верно ли, что у вас очень много друзей?

20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Если ответ положителен, то в соответствующей клетке бланка школьник должен поставить "+", если отрицательный – знак "-".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация