Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.
Однако, воспитание детей — нелегкая задача, и сегодня большинство родителей сталкивается с огромными трудностями. Наиболее остро они проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. Количество самоубийств среди подростков так сильно возросло, что это стало сейчас второй по важности причиной смертности людей в возрасте от 14 до 20 лет. Кроме того, в последние несколько лет невероятно увеличились уровень подростковой преступности, детской беременности, наркомании и заражения болезнями, передаваемыми половым путем. В целом, особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.
Большинство существующих исследований в данной предметной области так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики.
Целью работы является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики.
Частными задачами исследования являются:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
2. Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики;
3. Изучение личностных особенностей подростков с целью установления зависимости коммуникативных способностей от личностных особенностей и разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики.
Объектом исследования в работе являются ученики 10 класса района средней школы №12 Замоскворецкого района г. Москвы. Количество испытуемых - 14 человек.
Предметом исследования являются методы разрешения межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики.
Методологической основой исследования является системный анализ исследуемых отношений.
В качестве объекта исследования неслучайно выбраны ученики старшего подросткового возраста: они находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника. Поэтому, очень важно своевременно выявить и устранить причины, вызывающие затруднения у подростков в процессе общения.