На протяжении всего периода проведения исследований были организованы систематические наблюдения за различными сторонами отношения школьников к урокам физкультуры как в естественных условиях проведения учебных занятий, так и во время эксперимента. Во время педагогического наблюдения оценивались аспекты отношения школьников к предлагаемым тем или иным методикам занятий физкультурой, к выполнению физических и специальных, направленных на развитие речи, упражнений, желание заниматься физкультурой в школе и дома, способность к преодолению трудностей при выполнении на уроках физкультуры тех или иных задач.
На первом этапе исследований (сентябрь 2003- декабрь 2003 год) была выявлена взаимосвязь исходных показателей физической подготовленности и умственных способностей с уровнем развития нарушений речи у школьников младших классов; выявлена эффективность новых организационных и методических подходов к уроку физкультуры и других форм физического воспитания детей на процесс улучшения физического состояния; определены наиболее информативные тесты для оценки уровня физической подготовленности и умственных способностей детей с нарушениями речи.
На втором этапе (январь 2004 - май 2004 год) проводились экспериментальные исследования, направленные на определение эффективности предложенных новых форм и методик физического воспитания детей с нарушениями речи, выявление зависимости процесса улучшения здоровья детей от уровня развития физического состояния.
Эксперимент проводился на базе специальной речевой школы № 26 г. Краснодара. В нем участвовали 20 детей экспериментальной группы и 22 ребенка – контрольной. Возраст детей в начале эксперимента был 7, в конце – 9 лет.
Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике комплексного развития ребенка, а контрольная – по общепринятой методике физического воспитания. Среднегрупповые значения по основным показателям физического состояния детей в обеих группах в начале эксперимента не имел достоверных отличий.
В чем же состояла новизна работы со школьниками экспериментальной группы?
1.Урок физкультуры был разделен вместо традиционных трех на пять частей. Аргументы следующие:
- дети с нарушениями речи, как показала многолетняя практика работы с ними, не могут более 1-2 мин удерживать свое внимание на выполнении какого либо одного учебного задания и поэтому быстро утомляются, отвлекаются, что не позволяет учителю эффективно продолжать выполнение данного задания;
- в урок физкультуры вводятся логопедические минутки, позволяющие четко отделить одну часть урока от другой за счет смены характера деятельности ребенка (с выполнения физических упражнений на развитие речи: разучивание новых слов, видов спорта, инвентаря, которые используются на данном уроке). Такой подход повышает эмоциональность урока и настроение детей;
- в экспериментальном уроке обращается большее внимание на развитие мелкой моторики рук, что, как показали предварительные исследования, дает положительный эффект в развитии устной и письменной речи школьников.
Приведем пример урока физкультуры экспериментальной и контрольных групп.
Традиционный вариант конспекта урока школьников третьего класса специальной речевой школы
Задачи. Повторить технику метания мяча на дальность и выполнить беговые упражнения.
Место проведения: площадка для занятий физкультурой
Инвентарь: тесьма для разметки, 8 малых мячей, волейбольная сетка, 2 волейбольных мяча.
Подготовительная часть - 10 мин. Бег в умеренном темпе с прыжками в шаге. Во время выполнения бега вдоль длинных сторон площадки школьники выполняют прыжки в шаге через полосу шириной 90-100 см. Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении с поворотом.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ).
1.И.п. - основная стойка (О.С.), руки вниз, пальцы сцеплены, ладони вверх, смотреть на руки; вернуться в и.п., темп медленный, повторить 4-6 повторений.
2. И.п. - стойка ноги врозь (широко), согнутые в локтях руки за спину. Наклон туловища влево, правую руку в сторону, вернуться в и.п., наклон туловища вправо- левую руку в сторону, повторить в ту и другую сторону 4-6 раз.
3.И.п. - повороты влево и вправо. Повторить в ту и другую сторону 4-6 раз.
4.Махи ногами вперед и влево, то же самое – вправо. Повторить 4 раза
5.Приседания - 15-20 раз в медленном темпе.
6. Наклоны туловища вперед. На раз- руками прикасаемся правой ноги, на 2 - пола и на 3 - левой ноги. Повторить 2-3 раза.
7. Прыжки со сменой положения ног (до 10 прыжков).