Многочисленные исследования свидетельствуют о несостоятельности бытующей точки зрения об исключительной прерогативе медицины в сфере здоровья. Значительную, если не определяющую роль в уровне здоровья нации, физического и психосоматического состояния человека, в развитии его двигательных и интеллектуальных качеств играют духовная и физическая воспитанность [2, 8, 9, 26, 40, 53]. Анализ детской инвалидности и особенности развития организма показывает непреходящую значимость двигательной активности ребенка как основы развития физических и умственных способностей [7, 21, 42, 66, 71].
Систематические занятия физическими упражнениями способствуют укреплению здоровья путем улучшения деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ, повышения устойчивости организма к действию простудных факторов. Поэтому в системе комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с выраженной патологией существенное место должно быть отведено использованию различных средств и методов физической культуры, активно-двигательным, гигиеническим и закаливающим мероприятиям [2, 14, 15, 16, 17, 31, 41, 44].
Однако отсутствие научно-обоснованных рекомендаций по комплексной (медицинской, психологической, умственной и физической) реабилитации, надежных и корректных методов физического воспитания детей с нарушениями речи сдерживает процесс их эффективной социальной адаптации.
Цель исследований заключалась в модификации структуры урока по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Объект исследований – процесс физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.
Предмет исследований. Структура урока по физическому воспитанию детей с нарушениями речи младшего школьного возраста модифицированная с учетом их умственных и физических характеристик.
Гипотеза. Было предположено, что модификация стандартной структуры урока физкультуры с уклоном на активизацию речевых способностей будет способствовать не только более эффективной физической и функциональной реабилитации организма детей в условиях специализированной речевой школы, но и развитию у них умственных способностей.
Теоретическая значимость. Нами были подтверждены такие теоретические положения, которые указывают на то, что двигательно-мышечные ощущения лежат в основе познания окружающей действительности, с их помощью в сознании человека отражаются пространственные и количественные особенности предмета.
Практическая значимость. Модифицированная структура урока физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи позволяет предложить для практического использования новое перспективное направление по комплексному использованию различных методов физических и речевых упражнений на уроке физкультуры с целью активизации процесса реабилитации таких детей в условиях специализированной речевой школы.
Научная новизна:
1. Определенно, что включение в традиционный урок физической культуры логопедического тренинга по специально разработанной методике позволяет активизировать процесс развития познавательных способностей детей с нарушениями речи, повысить эффективность восприятия информации не пассивно, а с интересом, так как конечный итог этой работы трансформируется (конкретизируется) непосредственно в практике выполнения физических упражнений.
2. Установлено, что одинаковые количественные параметры физической нагрузки, выполняемые детьми с нарушениями речи на уроках физкультуры при развитии основных двигательных качеств, вызывают неадекватные сдвиги в их развитии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Урок физкультуры для детей с нарушениями речи в 1-3 классах включает в себя вместо традиционных трех - пять частей: 1-я подготовительная часть - выполнение общеразвивающих упражнений – 5 мин, 2-я подготовительная часть – выполнение упражнений на развитие физических качеств – 3 мин, 3-я часть урока (основная) – подвижная игра 15 мин, 4-я часть урока (основная) - логопедический тренинг – 14 мин и 5-я - заключительная часть урока – 3 мин.
2. Включение в урок физкультуры детей младшего школьного возраста с нарушениями речи логопедического тренинга и специальных речевых упражнений приводят к достоверно более выраженному развитию восприятия, внимания и памяти. По этим показателям умственного развития школьники экспериментальной группы в третьем классе приблизились к нормативным характеристикам умственных способностей детей того же возраста, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.