Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса

Современное образование » Послеоперационная работа с ринолаликами » Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса

Страница 1

Послеоперационный этап длится очень недолго, всего две-три недели, но важность его велика. Именно на II этапе, после пластической операции, обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания. Только в первые недели после пластической операции может быть растянута нёбная занавеска и развита максимальная ее подвижность. Включение же только что сформированного нёба в фонацию значительно облегчает и убыстряет введение навыка ротового резонанса гласных в спонтанную речь. Происходит как бы «опознание» ребенком функции нёбной занавески, и новый орган обретает свое целевое предназначение.

К коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают после наложения функционального глоточного обтуратора или на 15—20-е сутки после операции. В этот период из-за длительного режима молчания и охранительного торможения речь больных ухудшается. Мягкое нёбо бывает отечным, практически неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некоторые движения причиняют боль. Дети избегают артикуляции. Носовой оттенок речи усиливается, поэтому основной задачей становится растормаживание сформированной нёбной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта стенок глотки с обтуратором.

Через полгода после пластики процесс рубцевания заканчивается, что необратимо уменьшает эффективность упражнений для активизации мягкого нёба. Поэтому в первые месяцы после пластики нёба логопедические занятия должны проводиться регулярно — 3 раза в неделю, а дома с ребенком должны ежедневно заниматься родители.

Эластичность и подвижность мягкого нёба тесно связаны. После пластического закрытия дефекта малоподвижная нёбная занавеска имеет тенденцию укорачиваться за счет рубцевания раневых поверхностей.

Движения нёба растягивают рубцы, что предотвращает его укорочение. Более того, возможно функциональное растяжение нёба до 10 мм вокальными упражнениями.

Двигательная активность нёба развивается постепенно в течение б—8 месяцев. Все это время приходится ежедневно повторять артикуляционные упражнения.

Занятия снова начинаются с проговаривания гласных а и э. Если нёбная занавеска при этом остается неподвижной, одновременно с фонацией гласного вызывают глоточный рефлекс. Некоторые дети, ощутив непривычное движение нёбной занавески, с первого раза запоминают его и легко воспроизводят во время фонации. Большинству это удается сразу. Подвижность мягкого нёба при повторении а, э возрастает у них постепенно от подрагивания до заметного движения в продолжение двух недель.

Гласные произносят спокойно, чуть протяжно, голосом средней громкости. При произнесении на твердой атаке можно наблюдать резкий подъем нёбной занавески, но из-за слабости мышц-леваторов удержать его не удается. Произнесение на твердой атаке показывает потенциальную возможность подъема, но растягивание рубцов и мышц достигается только медленными и плавными движениями. Логопед должен наблюдать, сколько раз поднимается нёбо при фонации а, э. Количество подъемов обычно колеблется от 1 до 4. Затем нёбная занавеска провисает, и продолжение тренировок эффекта не дает, а только закрепляет вредный навык. Поэтому число упражнений в течение дня и в один прием устанавливается строго индивидуально. Давая рекомендации родителям, им подробно разъясняют, что гласные нужно произносить поочередно, голосом средней громкости не раньше чем через 1,5 часа после еды, с интервалом между занятиями не менее 30 минут. В среднем дети 6—7 лет повторяют а, э по 2 раза подряд 5—6 раз в день в течение двух дней, 6—8 раз в день в течение 3 дней, по 3 раза подряд 6—8 раз в течение 5 дней, а затем по 3 раза 8—10 раз в день в течение месяца. Затем количество повторений уменьшается в обратном порядке: 6—8 раз в день— 10 дней, 4—6 раз — еще 10 дней, по 3 раза в течение 4 месяцев, но в один прием все это время проговаривают гласные 3 раза подряд.

С третьего-четвертого занятия гласные звуки произносят попарно, слитно аэ-эа. Здесь нужно определить, от какого из них нёбо поднимается выше, с него-то и начинать упражняться. Этот гласный звук следует вначале тянуть подольше: аааэ, эээа. Но со временем продолжительность звучания фонем сравняется. Бывает, что нёбо лучше и выше поднимается на о, чем на а или э. Эту вероятность всегда надо проверить и тогда обязательно включить звук в начальные послеоперационные упражнения.

Гораздо активнее и выше, чем при обычной фонации, поднимается нёбная занавеска при пении, что легко наблюдать визуально. Кроме того, четко слышно и уменьшение носового оттенка. Гласные а, э, о могут звучать совсем чисто. Непроизвольный подъем нёбной занавески при пении с успехом можно использовать для растормаживания нёба и растягивания рубцов. Методика проведения вокальных упражнений после операции подробно изложена на с. 47.

Для растяжения свежих рубцов, кроме пения, можно применять сухое проглатывание. По данным И. С. Рубинова, интенсивность сокращения мускулатуры увеличивается с уменьшением содержимого глотка, и при многократном проглатывании слюны длительность нёбно-глоточного смыкания тоже увеличивается. Поскольку эти движения не развивают речевого затвора из-за различия конфигурации и функции замыкательных механизмов глоточной мускулатуры, глотательные движения целесообразно использовать только для растягивания рубцов в течение 5—6 месяцев. Спустя полгода процесс рубцевания заканчивается, и упражнения подобного рода уже не помогают растянуть нёбную занавеску.

Страницы: 1 2 3

Навигация