Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции

Современное образование » Послеоперационная работа с ринолаликами » Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции

Страница 1

После разработки доступного нёбно-глоточного смыкания, овладения направленной воздушной струей, произнесением гласных без носового резонанса и постановки дыхания приступают к упражнениям III этапа. Основной целью его является коррекция согласных звуков, которые вводятся в речевой материал скоординированно с дыхательной опорой и ротовым резонансом гласных. Возникающие при этом кинестезии обеспечивают воспроизведение фонетически правильной речи. Подобных ощущений ребенок с ринолалией никогда ранее не испытывал, в его памяти их нет. Это означает, что на III этапе происходит выработка и закрепление новых речедвигательных и речеслуховых связей, которые должны привести к созданию нового речевого стереотипа.

Артикуляционные упражнения для усиления нёбно-глоточного смыкания теряют на III этапе свое первостепенное значение. При подвижной нёбной занавеске от них вообще можно отказаться. Основные приемы вызывания согласных звуков даны в разделе «Особенности постановки звуков при ринолалии».

Введение новых навыков в устную речь начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в интервокальной позиции — между двумя гласными.

В процессе работы над согласными фонемами от подготовки их до автоматизации наиболее трудным представляется введение звука в прямой открытый слог, т. е. соединение его с последующим гласным. Это объясняется необходимостью более высокого поднятия нёбной занавески по сравнению с обратным слогом, большей слитностью фонем в прямом слоге и попыткой обучающегося компенсировать приглушенное звучание усиленным выдохом и утрированной артикуляцией.

При проговаривании сочетания «согласный — гласный» дети с ринолалией обнаруживают также попытку дополнительно воспроизвести старую патологическую артикуляцию в момент переключения от согласного звука к гласному, т. е. они опираются на старые связи. Преодолеть эту трудность помогают повторения звукосочетаний при фонации в грудном регистре с согласной фонемой интервокальной позиции. В таких условиях легче удерживать подъем нёба благодаря уже поставленным гласным звукам.

Наиболее легко удается повторение упражнений с сонорами л, л' и фрикативными в, в', ф, ф' поставить которые после операции удается легче и проще других звуков. Ребенок имеет возможность произносить эти фонемы длительнее, чем обычно, плавно переходя к артикуляции гласного:

ава авя ала аля афа афя

авэ аве алэ але афэ афе

аво авё ало алё афо афё

аву авю алу алю афу афю

авы ави алы али афы афи

Взрывные согласные фонемы вводятся в упражнения после фрикативных.

Ребенок, проговаривая звукосочетания, глубоко сидит на стуле, положив руку на грудь. Звукосочетания повторяет на мягком выдохе, отраженно за логопедом, а затем самостоятельно. При правильном выполнении упражнения ладонь ощущает мелкую вибрацию.

Затем отрабатывают произнесение с уменьшением силы голоса на первом гласном звуке и увеличением на втором. Исходное положение прежнее:

аВА

аВЯ

аЛА

аЛЯ

аФА

аФЯ

аВЭ

аВЕ

аЛЭ

аЛЕ

аФЭ

аФЕ

аВО

аВЕ

аЛО

аЛЕ

аФО

аФЕ

аВУ

аВЮ

аЛУ

аЛЮ

аФУ

аФЮ

аВЫ

аВИ

аЛЫ

аЛИ

аФЫ

аФИ

Аналогичные упражнения выполняют со всеми согласными по ходу работы над ними. Так ребенка подводят к беззвучному проговариванию первой гласной фонемы и переходят к повторению открытых слогов, что завершает введение гласных в слоги.

Чтобы облегчить произнесение открытых слогов, надо стремиться вызывать звук по возможности не изолированным, а в сочетании с гласным. Тогда согласные гораздо легче вводятся в спонтанную речь, поскольку именно слог является единицей артикуляционной программы.

Стремясь как можно быстрее ввести вызванные фонемы в слова и предложения, с детьми проговаривают короткие фразы. Так как помимо правильного резонанса следует закрепить нормальное положение языка, при введении фонемы в речевой материал предлагаются слова, включающие только поставленные звуки. Исключение может составлять только р, если этот звук заменяется проторным или одноударным звуком без носового оттенка. Эти упражнения облегчают слуховой и кинестетический контроль, обеспечивают постоянное повторение и фиксацию только правильных двигательно-звуковых моделей, что создает прочные слухоречедвигательные связи.

Страницы: 1 2

Навигация