При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать следующие определенные условия.
Продолжительность сеанса
Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении.
Частота
Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.
Положение ребенка
При массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидящего ребенка.
Правила проведения массажа
Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка); для этого необходимо обследовать органы артикуляции;
Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разработавших специальные массажные комплексы;
Массажные приемы должны быть просты и доступны для выполнения родителями детей с нарушениями речи;
Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.
Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. Среди врожденных нарушений (дефектов) развития расщелины верхней губы и неба являются достаточно распространенными – занимают второе место.
По статистическим данным Европейских стран, рождение ребенка с расщелиной губы и неба (устарелое название дефекта – “волчья пасть, заячья губа”) составляет один случай на 500-1000 новорожденных. Реакция семьи на появление на свет ребенка с таким заметным пороком развития всегда трагична и неоднозначна. Родители часто безосновательно обвиняют себя в случившемся, ищут причины в состоянии своего здоровья, недостаточном внимании к периоду беременности, расспрашивают родственников о подобных случаях. В семье возникает длительная травмирующая ситуация, преодолеть которую необходимо для того, чтобы сосредоточить усилия на активном участии в комплексном медико-логопедическом процессе нормализации физического и речевого развития ребенка.
Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. При этом многими отечественными и зарубежными специалистами отмечается в качестве одного из важнейших факторов, определяющих конечный позитивный эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в далеко не простой жизненной ситуации. Необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения навыков правильной речи. Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции.
Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше был проконсультирован всеми специалистами и рано прооперирован, так как в этом случае значительно уменьшается вероятность отклонений в развитии речи. В подавляющем большинстве случаев ребенок с врожденной расщелиной неба по своему психическому и интеллектуальному развитию не отличается от других детей. Тем не менее, до окончания всех реабилитационных мероприятий такой ребенок должен состоять на учете в службах соцзащиты и получать пенсию. Следует подчеркнуть, что при всех современных достижениях медицины и логопедии детям с расщелиной в дооперационный и послеоперационный период крайне необходима постоянная и грамотная помощь родителей – без излишней эмоциональности, тревожности, гиперопеки, рассчитанная на терпеливое длительное участие в реабилитационном процессе в контакте со специалистами. Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений используются как в дооперационный, так и в послеоперационный период.
После операции коррекционные задачи значительно усложняются. Необходимо:
развить подвижность мягкого нёба;
устранить неправильный уклад органов артикуляции при произнесении звуков;
подготовить произношение всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков М и Н).