Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к эмпирической части исследования.
Оно проводилось на базе Государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей («детский дом № 5») Кировского Административного округа.
В исследовании приняло участие 8 воспитанников (из них 4 девочки и 4 мальчика). Количество обусловлено спецификой наполняемости групп с учетом дефектов детей.
С учетом особенностей детей данной категории были определены методы исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов:
- констатирующий;
- формирующий;
- контрольный.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить возможность использования игровых упражнений с целью коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Сроки проведения констатирующего этапа исследования - 18.02.2008 по 29.02.2008г.
Цель: выявить уровень агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР.
Для получения данных по исследованию мы опирались на следующие критерии и показатели агрессивного поведения младших школьников (по Н.М. Платоновой):
1. Форма проявления агрессии
2. Частота агрессивных проявлений
3. Степень проявления агрессии
4. Адекватность проявления агрессии
Для выявления уровня агрессивности младших школьников с ЗПР были использованы методики:
Анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.)
Опросник «Узнай себя» (Подласый И.П.)
Наблюдение (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)
Проективная методика «Несуществующее животное»
Анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.)
Цель: оценить степень развитости агрессивности у младших школьников. (Приложение 1).
После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:
4 ребенка имеют высокий уровень агрессивности;
2 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;
2 ребенка имеют средний уровень агрессивности.
Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: n Ч100\ к, где к - количество детей в классе, n- количество учеников с уровнем агрессивности.
Получились следующие результаты:
50 % - высокий уровень агрессивности;
25 % - уровень агрессивности выше среднего;
25 % - средний уровень агрессивности.
В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает высокий уровень агрессивности.
Опросник «Узнай себя» (Подласый И.П.)
Цель: составить представление об агрессивных наклонностях учеников. (Приложение № 2).
После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:
1 ребенок имеет средний уровень агрессивности;
4 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего
3 ребенка имеют низкий уровень агрессивности;
Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: n Ч100\ к, где к - количество детей в классе, n- количество учеников с уровнем агрессивности.
Получились следующие результаты:
12,5 % - средний уровень агрессивности;
50 % - уровень агрессивности ниже среднего;
37,5 % - низкий уровень агрессивности.
В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень агрессивности ниже среднего.
Наблюдение (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)
Цель: оценить степень развитости агрессивности у младших школьников. (Приложение 3).
После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:
3 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;
3 ребенка имеют средний уровень агрессивности;
2 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.
Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: n Ч100\ к, где к - количество детей в классе, n- количество учеников с уровнем агрессивности.
Получились следующие результаты:
37,5 % - уровень агрессивности выше среднего;
37,5 % - средний уровень агрессивности;
25 % - уровень агрессивности ниже среднего.
В результате проведения данной методики мы получили, что преобладают уровени агрессивности выше среднего и средний.
4. Проективная методика «Несуществующее животное» (автор Е.И. Рогов).
Цель: оценить степень развитости агрессивности у младших школьников. (Приложение 4).
После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты: