Приложения
Приложение 1
Анкета воспитателя «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)
Цель: Определить уровень агрессивности ребенка
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл:
1.Временами кажется, что в него вселился злой дух;
2.Он не может промолчать, когда чем-то недоволен;
Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же;
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться;
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит;
Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение;
Он не прочь подразнить животных;
Переспорить его трудно;
Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает;
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих;
В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот;
Часто не по возрасту ворчлив;
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного;
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других;
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти
Виноватых;
Легко ссорится, вступает в драку;
Старается общаться с младшими и физически более слабыми;
У него нередки приступы мрачной раздражительности;
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится;
20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Путем подсчета суммы полученных баллов по каждому ребенку их результаты соотносятся с уровнями агрессивности:
16-20 баллов – высокий уровень агрессивности
12-15 баллов - уровень агрессивности выше среднего
8-11 баллов – средний уровень агрессивности
4-7 баллов - уровень агрессивности ниже среднего
0-3 баллов – низкий уровень агрессивности
Приложение 2
Опросник «Узнай себя» (автор И.П. Подласый)
Цель: составить представление об агрессивных наклонностях детей.
Детям предлагается тест, состоящий из 10 вопросов; за ответ «да» присваивается 1 балл, за отрицательный ответ – 0 баллов.
Говорят, что ты:
Нарушаешь школьные правила;
Любишь смеяться над другими;
Можешь ударить товарища;
Любишь драться;
Ругаешься плохими словами;
Не имеешь друзей;
Можешь сломать дерево;
Обзываешь детей;
Бъешь свою кошку, собаку;
Говоришь одно, а делаешь другое.
Путем подсчета суммы полученных баллов по каждому ребенку их результаты соотносятся с уровнями агрессивности:
0-2 балла – низкий уровень агрессивности;
3-4 балла – уровень агрессивности ниже среднего;
5-6 баллов - средний уровень агрессивности;
7-8 баллов – уровень агрессивности выше среднего;
9-10 баллов – высокий уровень агрессивности.
Приложение 3
Наблюдение «Ребенок глазами взрослого»
(схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)
Ф.И.О. ребенка
Дата заполнения _
Заполнил:
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0-нет проявлений агрессивности, 1-проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2-часто, 3-почти всегда, 4-непрерывно.
Признаки проявления агрессивности у ребенка |
Как проявляется агрессивность |
Как часто наблюдается |
Вегетативные признаки |
Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 |
Облизывает губы в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 | |
Внешние проявления |
Кусает губы в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 |
Сжимает кулаки в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 | |
Сжимает губы, кулаки, когда обижают |
0 1 2 3 4 | |
Тревожное напряжение разрешается гневом |
0 1 2 3 4 | |
Длительность агрессии |
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин. |
0 1 2 3 4 |
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин. |
0 1 2 3 4 | |
Чувствительность к помощи взрослого |
Помощь взрослого не помогает ребенку овладеть собственной агрессией |
0 1 2 3 4 |
Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться |
0 1 2 3 4 | |
Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии |
0 1 2 3 4 | |
Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии |
0 1 2 3 4 | |
Чувство неприязни к другим не корректируется извне |
0 1 2 3 4 | |
Особенности отношения к собственной агрессии |
Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно |
0 1 2 3 4 |
Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые |
0 1 2 3 4 | |
Особенности проявления гуманных чувств |
Стремится делать назло |
0 1 2 3 4 |
Безразличие к страданиям других |
0 1 2 3 4 | |
Стремление причинить другому страдание |
0 1 2 3 4 | |
У ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий |
0 1 2 3 4 | |
Реакция на новизну |
Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности |
0 1 2 3 4 |
В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции |
0 1 2 3 4 | |
Реакция на ограничение |
При попытке удержать яростно сопротивляется |
0 1 2 3 4 |
Реактивность (чувствительность к агрессии других) |
Проявляет агрессивные реакции первым |
0 1 2 3 4 |
Первым отнимает игровые предметы, игрушку у другого ребенка |
0 1 2 3 4 | |
Проявляет агрессивные реакции на действия других |
0 1 2 3 4 | |
Толкается когда обижают |
0 1 2 3 4 | |
Бьет других, если ребенка случайно толкнули |
0 1 2 3 4 | |
Чувствительность к присутствию других |
Щиплется на глазах у всех |
0 1 2 3 4 |
Толкает сверстника на глазах у всех |
0 1 2 3 4 | |
Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка |
0 1 2 3 4 | |
Физическая агрессия, направленная на предмет |
Может сломать постройку на глазах у всех |
0 1 2 3 4 |
Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку… |
0 1 2 3 4 | |
Ребенок может бросить предмет об стенку |
0 1 2 3 4 | |
Ребенок стремится бросить мяч в другого человека, чем это требуется по правилам игры |
0 1 2 3 4 | |
Отрывает руки, ноги кукле |
0 1 2 3 4 | |
Агрессия, направленная на сверстников |
Толкает других детей в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 |
Походя ударяет встречных |
0 1 2 3 4 | |
Бьет других детей в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 | |
Ударяет детей и внезапно успокаивается |
0 1 2 3 4 | |
Стремится ткнуть в глаза (пальцем, предметом) |
0 1 2 3 4 | |
Кусает других детей в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 | |
Агрессия невыраженной направленности |
Агрессия (физическая, словесная, скрытная, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) |
0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве) |
Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки |
0 1 2 3 4 |
Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п. |
0 1 2 3 4 | |
Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения |
0 1 2 3 4 | |
В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулаком |
0 1 2 3 4 | |
В состоянии пониженного настроения бьет родителя кулаком |
0 1 2 3 4 | |
Царапает взрослого |
0 1 2 3 4 | |
Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи |
0 1 2 3 4 | |
Бьет больно ногой бабушку |
0 1 2 3 4 | |
Вербальная агрессия |
Говорит обидные слова детям |
0 1 2 3 4 |
Говорит обидные слова взрослым |
0 1 2 3 4 | |
Говорит нецензурные слова детям |
0 1 2 3 4 | |
Говорит нецензурные слова взрослым |
0 1 2 3 4 | |
Агрессивность в виде угрозы |
Замахивается, но не ударяет другого |
0 1 2 3 4 |
Пугает другого |
0 1 2 3 4 | |
Агрессия, направленная на себя |
Просит себя стукнуть еще раз |
0 1 2 3 4 |
Берет на себя вину за других |
0 1 2 3 4 | |
Рвет на себе волосы |
0 1 2 3 4 | |
Щиплет себя в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 | |
Кусает себя в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 | |
Агрессия, направленная на животных |
Щиплет кошку |
0 1 2 3 4 |
Выкручивает хвост кошке |
0 1 2 3 4 | |
Специально наступает на лапы собаке |
0 1 2 3 4 | |
Неупорядоченные проявления и дополнения |
Плюется в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 |