Игра как средство формирования навыков общения младших школьников 1 класса во внеклассной работе

Современное образование » Игра как средство формирования навыков общения младших школьников 1-го класса во внеклассной работе » Игра как средство формирования навыков общения младших школьников 1 класса во внеклассной работе

Страница 1

коммуникативный педагогический школьник общение

Игра - одно из самых древних занятий людей. С появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.

В игры играют взрослые и дети. Считалось долгое время, что взрослые играют во взрослые игры, а дети - в детские. Детские игры организуются самими детьми или организуются для них взрослыми. Сама природа игры уникальна: объединение в общем переживании, деятельном сотрудничестве, общей радости, которую приносит коллективный успех, и горечи общего поражения. Как часто из-за отсутствия, прежде всего у взрослых, навыков игровой культуры сводятся на нет все начинания и инициативы ребят.

Игра имеет свои особенности. Главные из них следующие:

Коллективный характер деятельности (включение в нее и непосредственных исполнителей, и зрителей, активно участвующих в игре);

Актуальность содержания, позволяющая придать игре острый, наступательный характер;

Педагогический подход к распределению ролей (поручение ролей не лидерам, "звездам", а ученикам, нуждающимся в коррекции своих недостатков);

Игра не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать игру нельзя; игра – одноразовая по природе, зависит от творчества и импровизации участников;

Игра способствует формированию коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка.

Игра – один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях социализации, обучения различными действиями с предметами, способами и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

Игра, этот важнейший компонент технологии воспитания детей, является полигоном для их социальных проб, т.е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений.

В игре складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной, творческой.

В процессе формирования культуры общения младших школьников во внеучебное время, на наш взгляд можно использовать следующие виды игровой деятельности: режиссерская игра; образно-ролевая игра; сюжетно-ролевая игра; коммуникативная игра.

Одной из форм развития сверхсознания на ранних стадиях онтогенеза выступает режисерская игра, требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих событий и постижения ребенком окружающего мира. Ребенок сам создает сюжет, сценарий, придумывает кем он будет, представляет мизансцены, т. е. пространство, где будет происходить действие, кто будет действовать, что будет происходить на "сцене", исполняет все роли или просто сопровождает игру "дикторским текстом".

Образно-ролевая игра позволяет ребенку накапливать опыт ролевого поведения: он перевоплощается в кого-либо, примеряет свойства этого воображаемого на себя (он не только говорит, но и лает, и хрипит, и рычит и т. п.). Формула игры - увлечение "плюс" развлечение. При таком условии школьники избегают информационных перегрузок и осмысливают культуру речевого общения легко и свободно.

Коммуникативная игра представляет собой методический прием, используемый для тренировки навыков и умений общения. Данный вид игровой деятельности можно проводить в парной (диалог) и групповой (полилог) форме. Такие игры помогают найти контакты между детьми, сплотить группу. В основе коммуникативной игры лежит речевая ситуация. Коммуникативная игра состоит из нескольких частей: начало - установка учителя; оглашение правил игры; концовка - подведение итогов. Начало (слово учителя) задает направление общения и прогнозирует жанры спонтанной речи участников игры, их речевое поведение. В зависимости от сложности, ее описание (инструкция, правила игры) может повторяться один или два раза. Оно включает тему, цель, задачи, роль каждого участника, реквизит, систему оценок и подведения итогов, утверждает и проверяет себя как личность. Это естественная и очень важная потребность растущего человека. Человека понимают через общение.

В играх присутствуют самые разнообразные ситуации:

Ситуации выбора игровой роли, способа участия в игре (один или в составе группы); выбора позиции в отношениях с другими участниками;

Страницы: 1 2 3

Навигация