Ситуации разрешения трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха;
Ситуации успеха и неуспеха;
Другие ситуации, в которых происходит изменение самооценки и коррекция собственного поведения участниками игры.
Средства в достижении цели социального роста ребенка могут быть самые разнообразные, и прежде всего они должны отвечать его интересам и возрастным особенностям. Поэтому важнейшее значение в социальном развитии ребенка может иметь игра.
Для любого человека, который когда – либо работал педагогом, не стоит вопрос, играть или не играть с детьми. Без игр воспитательный процесс представить нельзя. Например, можно сказать, что жизнь детского объединения – это игра, а любая игра – это основа детской жизни.
Заслуживает внимание мнение С.А. Шмакова о том, что " все – таки существуют игры с наибольшим социальным запасом и ориентацией на социализацию личности человека".
Автор называет их социальными. Наиболее ярко особенности этого типа игр С. А. Шмаков раскрывает в своих характеристиках сюжетно – ролевой игры. Ролевая игра имеет социализирующий эффект, поскольку она:
Представляет собой форму моделирования ребенком прежде всего социальных отношений;
Воссоздает социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме;
Выступает активной формой экспериментального поведения.
Социально ориентирующая игра – это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, когда ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. Он может идти к цели один, или со своим другом, или с большой группой детей.
Главный педагогический смысл этих игр – создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, т.е. создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Социально ориентирующая игра имеет свои особенности. Так, в ней, помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – уже не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений тесно взаимосвязаны, но не торжественны и могут расходиться друг с другом.
При рассмотрении социально ориентирующих игр вновь обратимся к монографии С.А. Шмакова "Игры учащихся – феномен культуры". В данной работе излагается мысль о нескольких значениях ролевой игры. Остановимся на ряде положений.
Ролевая игра может представлять собой:
Автономный вид деятельности;
Форму неигровой деятельности учащихся;
Составную часть, элемент в содержании и организации неигровой деятельности;
Побудительное средство к неигровой деятельности.
Наиболее ярко ролевая игра в качестве автономного вида деятельности выступает в ситуационно – ролевой игре. Ситуационно – ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметно – практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации. Это соревнование регламентировано правилами игры.
Близкими по конструкции к ситуационно – ролевым играм могут быть признаны игры – эпопеи. В отличие от других игр игра – эпопея – это прежде всего форма организации жизнедеятельности временных летних объединений в условиях загородного детского центра.
Инновационная (продуктивная) игра – совместная деятельность, направленная на создание информационного продукта, содержащая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило, алгоритм инновационной игры предполагает следующие процедуры.
Общий сбор – старт (постановка проблемы, объяснение правил).
Работа по группам.
Промежуточный сбор (демонстрация состояния информационного продукта группами, его анализ и оценка, прогнозирование, проектирование дальнейшей совместной деятельности по совершенствованию информационного продукта).
Общий сбор – финиш (подведение итогов).
Инновационные игры нередко используются для совершенствования деятельности детских объединений различного масштаба – от школьного класса до Международной детской общественной федерации. В этом случае инновационные игры, с одной стороны, обогащают комплекс представлений о содержании и формах общественной деятельности детей, а с другой – могут способствовать развитию культуры диалога детей с детьми и детей со взрослыми, совершенствованию умения анализировать, прогнозировать и проектировать жизнь собственных объединений.