Исходя из этих данных, можно сказать, что проблемные методы обеспечивают большую эффективность усвоения учебного материала и повышают уровень активности не только "сильных", но и "слабых" учащихся.
Проблемные методы обучения обеспечивают эффективность усвоения учебного материала не только "сильными", но и "слабыми" учащимися. Конечно, при любых методах обучения менее способные учащиеся достигнут менее высоких результатов в усвоении знаний. Но можно предполагать, что именно для этой группы учащихся особенно необходимо проблемное обучение, позволяющее выполнять посильные творческие задания и тем самым способствующее развитию их мышления.
В большинстве случаев учащиеся, попавшие в категорию "слабых" или "средних" в начальных классах школы, так и остаются в этой категории на протяжении всех лет обучения, до выпуска их из стен школы. Проблемные же методы обучения позволяют учителю создавать условия для продвижения ученика из менее высокой группы ("слабой" и "средней") в более высокую ("среднюю" и "сильную"), что свидетельствует о том, что мы можем обеспечивать не только большую эффективность усвоения учебного материала, но и большие возможности для развития мышления учащихся, для формирования их творческих способностей.
Одна из причин, обусловивших большую эффективность процесса усвоения при проблемном обучении, заключается в большей интеллектуальной активности учащихся. Зависимость эффективности усвоения от обеспечиваемой в обучении интеллектуальной активности можно считать одной из общих закономерностей процесса усвоения. Второе важное условие проблемного обучения, обеспечивающее большую эффективность процесса усвоения заключается в том, что при проблемном обучении учащиеся раскрывают усваиваемые закономерности или способы действия как обобщенные, позволяющие использовать их в широком классе условий действия и объяснять с их помощью широкий класс явлений.
Педагог-новатор Т.Н. Гончарова считает, что сегодня эффективность обучения определяется тем, в какой мере сами ученики включаются в самостоятельный поиск истины. Это требует основательной подготовки не только со стороны учащихся, но в большей степени - со стороны учителя, которому необходимо иметь обширные знания не только в педагогике, но и в других областях.
При применении проблемных методов роль учителя меняется коренным образом. Она превращается в роль наставника, советника, который разделяет общую ответственность за результат и выступает, как равноправный участник дискуссии, игры, конференции и т.д.
Проблемное обучение на уроках английского языка "учит учиться". Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.
Проблемное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется роль учителя. Взаимоотношения между учителем и учащимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Учитель принимает участие в работе с проблемными заданиями, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.
Проблемное обучение на уроках английского языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Также нужно отметить, что приближать проблемные вопросы к условиям реального общения возможно не только за счет жизненности ситуаций, но и за счет повышения новизны информации, и это несомненно возбуждает интерес к ним.
Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией. Уроки, на которых используются проблемные методы, способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.
Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главная ценность сегодня - обладать и умение добывать информацию, которая является самым дорогим и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования "От образования на всю жизнь - к образованию через всю жизнь".
Проблемное обучение вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процессе познания мира.
Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. А учитель помогает своим ученикам в поиске как умелой формулировкой и постановкой проблем, так и показом логики их решения, но не в форме подсказки выводов - ответов.