Сосредоточенность, направленность сознания человека на конкретные предметы и явления или их стороны при отвлечении от всего остального, обеспечивающие их четкое отражение, называется вниманием.
Выделяя объекты, мы проявляем избирательность восприятия. Внимание может быть внешним, то есть направленным на предметы внешнего мира. Бывает и внутренним, то есть направленным на собственные мысли, чувства, переживания.
Внимание - важное условие успеха познания окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий на изучение того или иного объекта, явления.
Очень ярко показывается непрерывное перемещение оптимального очага возбуждения в характеристики этого явления, данной И.П.Павловым «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светились, то мы увидали бы на думающем, сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Это «светлое пятно» и представляет собой оптимальный очаг возбуждения, а окружающая его «тень» не что иное, как состояние торможения в окружающих участках коры мозга.
В бодрствующем состоянии человек всегда внимателен к чему-либо -что-то рассматривает, о чем - то думает и т.д., то есть в каждый момент в коре мозга где-нибудь имеется очаг оптимальной возбужденности. Как правило, состояние внимания ярко выражается внешне: в мимике, в движениях. По этим внешним признакам можно определить предмет или явление, на которые направлено внимание.
Свойства внимания.
Внимание - это динамическая сторона протекания познавательных процессов. Оно не имеет собственного содержания, не существует «само по себе». Тем не менее, оно обладает вполне определенными свойствами, которые могут быть оценены количественно, и по которым можно проводить дифференциальную диагностику. Это означает, что с помощью специальных приемов можно установить, насколько хорошо развиты те или иные свойства внимания у человека - ребенка или взрослого.
Традиционно выделяются следующие свойства внимания: концентрированность, устойчивость, распределение, переключение и объем.
Концентрированность характеризует степень сосредоточенности. Иногда случается так, что ученик в процессе решения задачи настолько углубляется в работу, что практически не видит и не слышит того, что происходит вокруг. Тогда состояние углубленности в предмет характеризуется большой ясностью и отчетливостью в сознании человека того, на что направлено его внимание.
Бывает и так: ученик сосредоточен, но на том, что составляет предмет его учебной работы.
Именно по этому, анализируя поведение рассеянного ученика, учитель должен понять, в чем заключается истинная причина рассеянности: в подлинной слабости свойств внимания или в его недисциплинированности. В зависимости от этого надо решать вопрос о выборе воспитательных воздействий. В первом случае нужна тренировка свойств внимания, во втором - воздействие на личность школьника с целью повышения чувства ответственности, дисциплинированности.
Наряду с устойчивостью и концентрированностью внимания важной характеристикой является объем, который определяется количеством одномоментно воспринимаемых элементов. Объем внимания ограничен. Так, если взрослому предъявить на короткое время, приблизительно на 100 мс, набор различных, не связанных между собой предметов, он воспримет не 5-8 из них. У детей объем внимания еще меньше. В такой же ситуации ребенок воспримет не более 3-4 предметов. Ограниченность объема внимания при восприятии разрозненных, не имеющих между собой связи элементов определяется физиологическими причинами. Этот объем можно назвать «механическим» объемом внимания.
Однако дело меняется, если предъявляются хорошо знакомые или легко связываемые между собой предметы. Умение быстро анализировать, систематизировать, связывать воедино различные элементы, оказавшиеся в поле внимания, может существенно расширить его объем. Поэтому хорошо ориентирующиеся в учебной ситуации, в учебном материале школьник быстрее усваивает новое.
Советский психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что в педагогической практике необходимо учитывать ограниченность объема внимания учащихся, не создавать для них непосильной нагрузки за счет избыточной информации. В то же время нужно вести специальную работу по расширению объема внимания учащихся, вскрывать внутренние смыслообразующие связи и отношения в изучаемых явлениях и предметах.