Понятие о внимании

Страница 3

Известный психолог прошлого У. Джеймс писал, что главнейший подвиг воли заключается в направлении сознаний на непривлекательный объект и в сосредоточении на нем своего внимания. Для любого человека обыденным является тот факт, что отлаженный механизм внимания позволяет ему сосредотачиваться на любом, даже самом неинтересном деле. Однако, оглядываясь назад, можно с уверенностью утверждать, что эволюция совершила качественный скачок, открыв перед человеком возможность произвольно управлять своим поведением и, в частности, вниманием. Возникновение этой особенности связано с развитием и совершенствованием специальных физиологических механизмов. Ведущую роль в этих механизмах играют наиболее «молодые», специфические человеческие области головного мозга - лобные отделы коры больших полушарий. Именно они программируют и корректируют поведение человека в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним практика.

Общепризнанно, что произвольное внимание существует только в деятельности, направляется и корректируется ее целями и задачами, регулирует динамику исполнения. Будучи всегда целенаправленным, оно выступает как ориентированность человека на конечный результат деятельности. Задавшись определенной целью, человек предвосхищает конечный результат деятельности, планирует способы его достижения, оценивает промежуточный продукт, сличая его с конечной целью, и на этой основе корректирует свои действия, осуществляет общий контроль над протеканием деятельности. Перечисленные этапы осуществляются при активном участии всех психических процессов, в первую очередь мышления. Внимание лишь регулирует напряженность в реализации того или иного этапа деятельности. Однако внимание на каждом этапе имеет свою специфику, определяемую его своеобразием.

Учитель, готовящийся к объяснению новой темы, имеет схематическое представление о конечном результате своей деятельности. Подобное представление в психологии принято называть «модель потребного будущего». Опытный педагог, готовясь к объяснению новой темы, как правило, заранее предвидит, какие именно фрагменты материала могут оказаться наиболее трудными для восприятия. В ходе объяснения, приближаясь к этим участкам, учитель активизирует свое внимание в поисках обратной связи ответной реакции класса. Убедившись в понимании, учитель может несколько ослабить напряжение своего внимания. Если же понимания нет, необходимо вернуться и вновь пройти трудный участок с максимальным напряжением внимания, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

По ходу решения задачи человек так или иначе оценивает промежуточный продукт, сличая его с «моделью потребного будущего». Чаще всего эта модель представлена некоторым мысленным образом, и процесс оценивания и сличения предельно свернут. Но в некоторых случаях процессы оценивания, сличения и вытекающей из них коррекции можно вычленить относительно легко. Например, ребенок, рисуя с натуры, постоянно контролирует соответствие своего рисунка изображаемому объекту.

Учитель может тщательно спланировать урок, постараться предугадать все возможные сложности и, тем не менее, он не застрахован от неожиданностей, возникающих по инициативе учащихся. В таких ситуациях особая нагрузка ложится на внимание, поскольку только его своевременная активизация позволяет провести требуемую коррекцию, оптимизировать понятие решения.

Особую роль выполняет контролирующая функция внимания. Она наделена на общую оценку результат, соответствия его конечным целям деятельности. Поэтому значение контролирующей функции внимания так велико. Она может проявляться на разных этапах работы. И первичный анализ ситуации, и планирование, и, конечно, коррекция могут сопровождаться усиленным контролем. Согласованность, координация отдельных этапов в процессе реализации конкретной деятельности осуществляется с помощью контролирующей функции. Таким способом произвольное внимание выполняет свое основное назначение - управлять психической сферой человека при решении разнообразных практических и теоретических задач.

Возникает вопрос, в какой мере существенны регулирующая и контролирующая функции внимания для школьника в его учебной деятельности.

Очевидно, что поток информативных признаков задачи - планирование и предвосхищение результатов, их коррекция и отсутствие контроля над процессом решения неизбежно приводят к низкой эффективности выполнения любых заданий. И напротив, внимательный анализ условий, и выбор соответствующей программы действий, постоянная проверка и перепроверка промежуточных результатов по ходу выполнения задания необходимы для получения требуемого результата.

Поскольку любая деятельность всегда развертывается во времени, имеет начало и конец, специально возникает вопрос о синхронизации внимания и деятельности. Современная активизация внимания, совпадающая с началом работы и даже несколько опережающая его, обязательна для эффективной реализации целей деятельности. Последнее особенно важно, когда внешние обстоятельства диктуют необходимость активного включения в работу. Строгий временной регламент многих профессий предусматривает как обязательно качество умение своевременно активизировать свое внимание.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация