Внимание учащихся органически включено в учебную деятельность, общая организация и временной режим которой на уроке задаются учителем. Все обучение при этом строится на основе предположения, что для усвоения отдельных разделов и тем учебной программы всем учащимся нужно одно и то же время. Иначе говоря, программа рассчитана на «среднего» ученика -фигуру мифическую. В реальном учебном процессе сплошь и рядом встречаются ситуации, когда отдельные ученики либо устойчиво отстают от задаваемого учителем темпа работы, либо устойчиво его опережают. И те и другие опережают синхронную работу класса и создают дополнительные трудности для учителя, особенно в тех случаях, когда необходимо коллективное сосредоточение внимания при разборе трудной задачи или объяснении нового материала.
Индивидуальный темп устойчивая характеристика человека. Она проявляется в самых различных моментах ею жизни, начиная от предпочитаемого темпа предъявления раздражителей (сенсорный темп), наиболее удобного темпа простейших действий типа постукивания карандашом (моторный темп) и кончая темпом выполнения сложных заданий, составляющих трудовую деятельность человека. По мнению физиологов, для каждого человека существует некоторый свободно выбираемый темп, вокруг которого физиологические расходы на выполняемую деятельность и ошибки минимальны, а эффективность максимальна.
В учебной деятельности начинает проявляться очень рано. Уже в первом классе у хорошо успевающих учеников устойчивый индивидуальный темп прослеживается на всех учебных предметах, и это связано с ускоренным овладением навыками учебной деятельности.
Говоря о темпе работы или учебной деятельности, надо иметь в виду, что определенную роль в формировании индивидуального темпа играют наследственные факторы. Поэтому, если учитель уверен в том, что сниженный темп не является результатом временных причин (плохое состояние здоровья, низкой мотивации и др.), то его надо принимать как свойственную данному ученику черту и учитывать в педагогическом процессе. Учителю надо постоянно помнить: чем дольше задаваемый темп отличается от удобного для ученика, тем больше страдает качество выполняемой деятельности. Школьник в этом случае испытывает все нарастающие трудности. Они особенно велики, когда ученик не успевает, то есть его индивидуальный темп ниже уровня, требуемого учителем. Для такого школьника режим работы в классе не является оптимальным. Нарастает нагрузка на все психические процессы, в первую очередь на внимание. Если у ученика большой объем внимания, и он хорошо умеет его распределять, какое-то время учащемуся удается удерживать в центре внимания материал, который он перерабатывает в данный момент, и то, что в то же время предлагает учитель классу. Но такое состояние ученика быстро истощается, и он быстро отключается от активной работы на уроке.
Если индивидуальный темп ученика с речевыми нарушениями выше среднего на уроке, он быстро охватывает материал и быстро выполняет все задания, то его внимание может остаться перегруженным. В конечном итоге это приведет к потере «бдительности».
Таким образом, и в тех случаях, когда индивидуальный темп выше среднего уровня, и в тех, когда он ниже, внимание ученика с нарушениями речи обязательно страдает.
Наблюдение за учащимися начальной школы показывает, что среди них встречаются очень медлительные дети, отличающиеся повышенной тщательностью при выполнении задания. Этих учеников характеризует особая аккуратность и вдумчивость, но они хронически отстают в классных делах. Педагогу приходится делать специальные паузы для того, чтобы они успевали за темпом учебного процесса в классе. Дома они тратят много времени на приготовление уроков, заведомо превышая все установленные нормативы.