Одним из первых исследователей, сформулировавших принципы анализа речевых нарушений, адекватных средствам логопедии как педагогической науки, была Р. Е. Левина. Ею выделены три принципа: развития, системного подхода и рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка [37]. Эти принципы остаются ведущими в логопедии при анализе речевых нарушений.
1. Принцип развития.
Принцип развития предполагает эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта. Важно не только описание дефекта речи, но и динамический анализ его возникновения.
2. Принцип системного подхода
Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.
3. Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психологического развития ребенка.
Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать.
Нами было выдвинуто предположение о том, что уровень развития готовности к обучению грамоте у умственно отсталых детей повысится, если: 1. своевременно выявить уровень готовности к обучению грамоте у этих детей; 2. провести целенаправленную логопедическую работу по подготовке умственно отсталых детей к обучению грамоте с учетом онтогенетических закономерностей и специфических особенностей развития детей изучаемой категории.
Исследование проводилось в группе учащихся 1 класса Супоневской школы VI вида в количестве 7 человек с легкой степенью умственной отсталости.
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:
1 этап - констатирующий. На этом этапе определялся уровень готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей.
2 этап - формирующий. Он был направлен на подготовку к обучению грамоте умственно отсталых детей.
3 этап - контрольный. На данном этапе повторно выявлялся уровень готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей после проведения коррекционной работы.
Целью констатирующего этапа исследования является изучение неречевых функций, речевого развития и развития мышления у умственно отсталых детей как предпосылок к обучению грамоте.
Для достижения поставленной цели исследование проводилось в несколько этапов [4].
1. Исследование неречевых функций. Исследование общительности.
При первой встрече с ребенком отметить, как он вступает в контакт:
- легко, тяготеет к незнакомому человеку;
- держится настороженно.
Степень общительности:
1) легко устанавливает контакт;
2) инициативен в общении (задает вопросы, интересуется игрушками, картинками);
3) общение устойчивое (контактен на протяжении всего времени общения);
4) общение неустойчивое (требуется активизация контакта со стороны взрослого);
5) избирательное общение (с одним взрослым устанавливает контакт, с другим - нет или только при побуждении к общению);
6) избирательный негативизм.
2. Исследование психомоторики.
Необходимо использовать сведения из подготовленных логопедами документов о состоянии общей моторики. Во время непосредственного обследования обратить внимание на состояние пальчиковой и ручной моторики.
Предлагались следующие пробы:
1) Показать 2-й и 3-й пальцы на правой (левой) руке.
2) Показать 2-й и 5-й пальцы на правой (левой) руке.
3) Сложить поочередно пальцы в кольцо: каждый палец касается большого: «Здравствуй, пальчик», на правой, левой руках.
4) Сложить все пальцы в кольцо на правой, левой руках.
О несформированности функции можно говорить, если имеются персервативные повторения одного и того же движения, застревание на одном движении или позе, резко выраженная замедленность движения.
3. Исследование гнозиса.
Исследование предметного гнозиса:
1) Узнавание реальных предметов;
2) узнавание предметов, изображенных контурно (моркови, ромашки, утки, рыбы и т.д.;
3) узнавание предметов, изображенных пунктирно (елки, месяца, мяча, гриба, флажка);
4) узнавание предметов в условиях наложения (фигуры Поппельрейтера): чайник, яблоко; флажок, утка; елка, гриб, лист; бутылка, ложка, вилка, тарелка;
5) узнавание вписанных друг в друга геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг; прямоугольник, квадрат, овал; три круга разных диаметров, треугольник;
6) узнавание пунктирных изображений предметов с недостающими деталями: заяц без уха и лапы, чайник без носика; кастрюля без ручек; ведро без дужки.
Ориентировка в окружающем пространстве
1) Указать рукой (относительного собственного тела) направление: левое, правое, переднее,заднее,верхнее, нижнее;
2) определение своего положения среди предметов (перед предметами, сзади, слева, справа): «Скажи, где ты находишься относительно стола? Справа, слева или перед столом?».