• Определенные функции профилизации или предпрофилизации могли бы выполнять летние, или каникулярные, школы. И здесь есть одна проблема, которую может решить только федеральное агентство по образованию РФ. Вопрос стоит об оценках в аттестате. Как можно совместить очную школу с заочной, с дистанционной, летней, каникулярной? Какие возможны единые сертификаты?
Федеральным агентством по образованию предложен способ выявления интересов и склонностей школьников при помощи портфолио — определенной формы фиксации и накопления индивидуальных достижений школьников. Эта форма еще недостаточно отработана. Внедрение ее само по себе ставит образовательное учреждение перед рядом трудностей, не связанных с формированием групп учащихся:
• портфолио является не единственным средством диагностики направленности учащихся. Пригодность их к обучению предметам того или иного профиля проверяется также традиционными тестами и экзаменами. Способ гармоничного соединения и обобщения результатов этих двух форм диагностики еще не разработан [21];
• для приобретения необходимого опыта на этапе предпрофильного обучения учащийся, по замыслу авторов эксперимента, осваивает ряд элективных курсов ознакомительного характера. Предполагается, что он должен сам выбрать их из предлагаемого школой широкого спектра вариантов. Но к этому выбору он еще не готов точно так же, как и к выбору профиля. Поэтому ученику необходима помощь со стороны образовательного учреждения в осуществлении выбора элективных спецкурсов. Организационные и методические средства этой помощи (при участии родителей, классных руководителей, тьюторов и в других формах) также пока не разработаны;
не определено, как учитывать в диагностической методике результаты посещения учащимися тех курсов, которые они не освоили до конца, перейдя в ходе обучения на что-то другое, более соответствующее их интересам и способностям;
• образовательные учреждения пока не имеют достаточного количества элективных спецкурсов, чтобы обеспечить широкий выбор учащихся на предпрофильном этапе обучения. Сомнительно, что эта проблема может быть эффективно решена путем разработки таких спецкурсов силами учителей профильных школ;
поскольку оценки за посещение спецкурсов не выставляются, неизбежно сформируется отношение учащихся к ним как к предметам второстепенным, не более важным, чем кружки или факультативные занятия. В этих условиях серьезной проблемой станет обеспечение посещаемости спецкурсов [16];
недостаток подготовленных учителей для преподавания профильных предметов и элективных курсов, немобильность кадров, низкая квалификация, неготовность работать по углубленным программам; перегрузка учителей, низкая заработная плата.
Учителя вовлекаются в профилизацию обучения как преподаватели профильных дисциплин и как работники образовательного учреждения, в образовательной программе которого такие предметы имеются. Как преподаватели профильных дисциплин, они должны иметь квалификацию, позволяющую им работать по программам повышенного уровня, углубленного обучения или вести предметы, дополняющие, расширяющие образование учащихся по избранному профилю.
Как предметники, работающие с разными категориями учащихся, учителя должны владеть учебными программами разных уровней и направленности, что осложняет их работу и увеличивает количество подготовок.
Учителям приходится преподавать дисциплины, не являющиеся для данного профиля основными, преодолевая пониженную мотивацию учащихся и другие издержки низкого статуса этих предметов в программах профильного обучения.
В связи с повышенными требованиями, предъявляемыми к деятельности учителя, предлагается ввести особый статус «педагог профильной школы», подкрепленный некоторой надбавкой к заработной плате. Нормативные требования к педагогу профильной школы пока не определены. Это также является проблемой организационно-методического обеспечения профильного образования. [7]
• Администрация образовательных учреждений сталкивается в ходе профилизации с необходимостью решения дополнительных задач организации и управления по сравнению со школами, реализующими единственный вариант образовательной программы. Кроме задач формирования содержания образования и методического обеспечения к нему, повышения квалификации педагогических кадров, перед школой встают не встречавшиеся ранее проблемы комплектования особых учебных групп и организации работы по реализации одновременно нескольких профилей обучения. Школа в ходе их решения может использовать опыт вузов, хорошо приспособившихся давать образование в рамках различных факультетов и специализаций.
• Проблемой организации профильного образования является типология образовательных учреждений. Так, в предлагаемой федеральным агентством классификации отсутствуют наименования «многопрофильная школа», «комплексный образовательный центр». Введение профильного обучения требует пересмотра набора различных видов школ (общеобразовательных учреждений). При этом представляются необходимыми четкие фиксация и реализация следующей логики: