Основой организации профильного обучения, во многом определяющей успешность реализации индивидуальных образовательных траекторий, является создание условий, обеспечивающих оспособление учащимися предметного профильного содержания. Модель организации подобных условий рассматривается как основа технологии профилизации образовательного пространства.
Предлагаемая ниже технология позволяет не навязывать учащимся готовый жесткий пакет предметов, а дать возможность каждому учащемуся разработать собственный образовательный маршрут и уже на основе разработанных маршрутов сформировать профили для данных учащихся. Такой подход позволяет обеспечить еще один аспект гибкости профилей: предлагаемые школой профили будут обновляться из года в год в зависимости от меняющейся конъюнктуры рынка труда и запросов учащихся [4].
Этапы (шаги) формирования профилей (вариант):
1. Производится опрос учащихся и родителей о планируемом профессиональном выборе, его причинах, об определяемом запросе на изучение общеобразовательных предметов и дополнительных курсов.
2.Координатор (психолог, завуч, совет классных руководителей параллели) на основе группировки одинаковых и близких выборов по результатам опроса и с учетом перспективных запросов рынка труда региона определяет возможные профили, которые будут востребованы девятиклассниками. Первичный подбор названия профиля осуществляется, исходя из выбора предметов и/или причин предпринятого выбора).
3.Учителя 9-х классов независимо оценивают детей, которых учат и знают, с точки зрения рекомендации продолжать обучение по тому или иному профилю. Рекомендации даются в виде отметок в таблице, где строки соответствуют учащимся, а столбцы — намеченным на шаге 2-м профилям (при этом в таблицу можно добавить столбец «и другое» с просьбой к учителям конкретизировать свою рекомендацию в случае выбора этой графы).
4.Диагностическая «игра» для девятиклассников и их родителей: оценивание и определение профиля на основе учета множества факторов (степени востребованности специалистов определенных сфер, традиций, склонностей, способностей учащихся, мнения родителей, возможностей продолжения образования и карьеры, рекомендации учителей, школьного психолога и др.).
5.Подача девятиклассниками и их родителями заявок на обучение в старшей школе по тому или иному профилю, отсроченная на одну-две недели после завершения шага 4. Например, удобно шаг 4 провести перед зимними каникулами, а шаг 5 — сразу после них [15].
6.Педагогический коллектив старшей школы (или сети старших школ) на основе учета своих материальных и кадровых возможностей принимает решение об организуемых в следующем учебном году профильных классах.
7.День открытых дверей в старшей школе (сети): демонстрация имеющихся на старшей ступени возможностей, конкретизация предлагаемых образовательных услуг, представление ведущих преподавателей профильных классов, презентация ими концепции преподавания предмета.
8.Выявление мнения учащихся о распределении вариативного компонента учебного плана с учетом выбранного профиля.
9.Имитационная игра или совещание учителей 10-х классов. Распределение вариативного компонента базисного учебного плана в соответствии с выбранными учащимися профилями». Сопоставление результатов игры учителей с обобщенны» запросом учащихся,, выработка консенсуса в виде профильных учебных планов.