Обобщая характеристику выделенных направлений речевой работы: 1) совершенствование собственно речевой деятельности; 2) формирование отдельных речевых умений, еще раз подчеркнем, что эти направления различаются по задачам обучения, содержанию и способам проведения.
В методических пособиях Вы встретите указание на три направления в развитии речи школьников:
а) работа над словом (лексический уровень);
б) работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
в) работа над связной речью (уровень текста) .
Формирование одних и тех же умений в разных классах следует вести, во-первых, на различном речевом материале — различном по тематике, по характеру основной мысли, по стилю, по жанру, по строению, по объему и т. д.; во-вторых, при большей или меньшей самостоятельности учащихся, при преобладании устной или письменной формы; в-третьих, с использованием различных способов обучения.