Учебным планом факультетов дошкольного воспитания педагогических институтов предусмотрено изучение курса «Основы дефектологии и логопедии». Настоящее пособие подготовлено по программе курса. Его цель — помочь студентам, будущим специалистам в обдасти дошкольного воспитания, на основе активной самостоятельной работы систематизировать, уточнить и расширить свои знания основ дефектологии и логопедии, приобрести практические навыки работы с детьми, усвоить приемы выявления, коррекции и предупреждения дефектов развития. Пособие ориентирует студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы.,
В «Практикуме» отражена установка на комплексный подход к работе с литературой психолого-педагогического (в первую очередь логопедического) плана, включающий методологический, научно-теоретический, общедидактический и методический аспекты, что необходимо для качественной и широкой подготовки специалистов по дошкольному воспитанию.
Ввиду того, что пособие предназначается для студентов дошкольных факультетов, в него включен только минимум специальных терминов. Их расшифровка дается или непосредственно в тексте, или в кратком словаре-справочнике, помещенном в «Приложении».
Пособие содержит разнообразный методический материал: вопросы, вопросы-задания (с примерными ответами, образцами выполнения заданий и без них); задания, выполнение которых требует опоры на межпредметные связи, знания из области смежных наук; упражнения для выработки определенных практических навыков; задания, связанные с анализом психолого-педагогических ситуаций; задания проблемно-поискового характера.
Все задания разделены на две категории: теоретические и практические. Это деление условное и введено для большей четкости структуры пособия. Однако в характере заданий действительно имеются некоторые отличия. Задания первой категории направлены на осмысление, обобщение и закрепление теоретического материала; на усвоение той или иной темы; на закрепление терминологии; на проверочное, творческое осмысление материала и др.
Задания второй категории предусматривают подготовку практического материала к занятиям, подбор тематического, дидактического материала; формирование у студентов навыков коррекционно-педагогической работы, развитие умения осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей. Сюда же входят тренировочные задания, творческие задания на обобщение методического материала, на выработку умения сопоставлять методы и приемы работы, оценивать их результативность и др. Вопросы, задания, упражнения с разной степенью полноты охватывают все основные разделы курса, что создает целостное представление о предмете.
Учебный материал представлен в определенной системе, с постепенным усложнением заданий как тренировочного типа, так и проверочного. Это придает пособию справочно-обучающий характер.
Самостоятельные работы на основе предлагаемых заданий могут быть устными, письменными, лабораторными, связанными с изготовлением наглядных пособий подбором дидактического и речевого материала и др. Разная степень сложности заданий дает преподавателю возможность учитывать уровень знаний студентов, их подготовленность. Требования к самостоятельной работе студентов должны осуществляться в плане обязательного выполнения заданий с текущей систематической проверкой и оценкой качества.
Структура Пособия подчинена программе курса и логике раскрытия системы логопедических знаний и сведений по дефектологии. Вопросы и задания раздела «Введение в дефектологию» направлены на уточнение представлений студентов о дефектологии как науке об аномальных детях и ее отдельных отраслях: олигофрено-педагогике, сурдопедагогике, тифлопедагогике, логопедии; о связях как между отдельными отраслями дефектологии, так и между дефектологией и общей и дошкольной педагогикой и психологией; об основных категориях аномальных детей; о системе организации специальной помощи аномальным детям.
Раздел «Основы логопедии» сосредоточивает внимание студентов на основных закономерностях развития детской речи, на теоретических основах логопедии, на общей характеристике различных речевых нарушений, встречающихся в дошкольном детстве, и путях их устранения, на роли воспитателя в этой работе. Ряд заданий посвящен общим вопросам формирования правильной речи. Эти задания ориентированы на уточнение разницы между физиологическими особенностями детской речи и ее состоянием при патологических нарушениях.