Насколько детей удручают изъяны речи, видно из рассказанного нам гражданкой Н. случая. До 5 лет она еще картавила, что очень мучило ее. Услышав, что для избавления от порока надо подрезать "пленочку" (уздечку) под языком, она ножом перерезала ее и . оказалась в больнице. После заживления раны добилась правильного произношения р.
Шестнадцатилетний заикающийся школьник К. пишет о себе, что он стеснялся на уроках задавать учителю вопросы, получал сниженные оценки за ответы из-за неумения ясно рассказать выученное и, наконец, не смог осуществить свою мечту — поступить в аэроклуб (заикающихся не принимают).
Учащаяся одного техникума жалуется на то, что картавость мешает ей полноценно жить: "Все мои стремления работать, создавать, организовать . пропадают из-за одной несчастной буквы!" Другая же картавая школьница пишет: "Если вы не исправите моей речи, рушится моя заветная мечта, я не смогу .быть артисткой. Стоит ли мне жить? Солнце для меня не светит, птицы не поют. Помогите мне, умоляю Вас!"
Конечно, нс все так болезненно относятся к своему Дефекту. Громадное большинство людей из-за "одной несчастной буквы" не выбиваются из колеи жизни, но все эке недостатки речи в какой-то мере, несомненно, тяготят каждого. Детский сад не может не заботиться и о будущей судьбе своего воспитанника. Раньше для предупреждения и устранения недостатков речи ограничивались лишь требованием правильной речи окружающих, в том числе и воспитателей. Только в наше время вопрос о систематической специальной работе над обучением детей правильной речи стал занимать в детских садах все большее и большее место.
Руководствуясь диалектико-материалистической философией и учением И.П.Павлова о выработке условных рефлексов путем воспитания и обучения, советская психология и педагогика доказали, что язык развивается в результате обучения — дитя обучается на примерах взрослых, подражая их языку, выполняя их указания.
Из сказанного становится очевидным, что обучение дошкольников, в меру их возможности, чистому произношению, правильному строю речи и устранение иногда встречающейся у них речевой патологии должно составлять одну из важных задач детского сада. На обязательность такой работы указывает Министерство просвещения РСФСР, требующее "обратить особое внимание на чистоту произношения, добиться, чтобы дети старшей группы при переходе в школу владели правильной и связной речью". На это же более развернуто указывается и в "Руководстве для воспитателя детского сада" (Учпедгиз,М.,1954).
В организованной активной помощи ребенку заключается принципиальное отличие советской логопедии. Некоторые зарубежные ученые (Ф. Соссюр, В. Штерн и другие), полагали, что язык развивается независимо от влияния окружающих и деятельности ребенка, сам по себе, всегда по одним и тем же законам "саморазвития", под воздействием каких-то внутренних сил, унаследованных или врожденных "идей", например идеи именования предметов и явлений (дитя "догадывается", что каждый предмет имеет свое название). При этом, как писали многие из них, каждой возрастной стадии строго обязателен специфический характер языка. По утверждению этих ученых, ребенок сам творит свой язык и в процессе овладения им не нуждается в помощи взрослых.
Порочность этой теории подтверждается такими фактами.
1) Ребенок овладевает звуками речи не сразу, а постепенно, с трудом, при активной помощи взрослых.