По мнению учёных, мотивация задаёт направленность, характер, способности личности, оказывая на них решающее влияние. Существуют понимаемые и реально действующие, внешние и внутренние мотивы. Как же разобраться в их разнообразии?
Рассмотрим особенности мотивации школьников на примере младшего возраста.
Для изучения мотивации учения младших школьников мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе школы № 11 г. Майкопа.
Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся начальной школы.
Задачи: 1. Выявить мотивацию учения младших школьников.
2. Проанализировать особенности динамики мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Исследование проводилось среди учащихся младших классов со следующим распределением по возрастам:
класс 1Б - возраст 6-7 лет (18 чел.)
класс 2Б - возраст 7-8 лет (24 чел.)
класс 3Б - возраст 8-9 лет (25 чел.)
Исследование проводилось методом письменного опроса (с применением анкеты), так как он позволяет охватить большее количество школьников.
Нами были составлены вопросы на выявление мотивации учения (см. Приложение 1). Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных. На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление внешних отрицательных мотивов направлены вопросы №№ 2, 6, 7.
Гипотеза: в начале обучения в начальной школе преобладают внешние мотивы. К третьему классу преобладающими становятся внутренние мотивы.
Учащимся раздали анкеты (приложение 1), а затем была дана инструкция: «Дети! Сегодня мы с вами будем участвовать в одном очень важном исследовании. Вот вы ходите в школу, учитесь. А для чего? почему вы учитесь? У каждого из вас есть листочек с ответами. Подумайте, как бы вы ответили на мой вопрос: «Почему вы учитесь?». Можно дать три ответа. Обведите их, пожалуйста, кружочком».
После того, как испытуемые отметили по три ответа, анкеты были собраны, а детей поблагодарили за участие в исследовании.
Для обработки результатов исследования была использована форма, приведенная в Приложении 2. Получены следующие данные.
Таблица 1
Мотивация учащихся по видам мотивов
Распределение ответов | ||||||
1-Б класс |
2-Б класс |
3-Б класс | ||||
число ответов |
% к итогу |
число ответов |
% к итогу |
число ответов |
% к итогу | |
внутренние мотивы |
21 |
38,9 |
32 |
44,4 |
48 |
64,0 |
внешние положительные мотивы |
12 |
22,2 |
24 |
33,3 |
19 |
25,3 |
внешние отрицательные мотивы |
21 |
38,9 |
16 |
22,3 |
8 |
10,7 |
Итого |
54 |
100,0 |
72 |
100,0 |
75 |
100,0 |