Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Современное образование » Исследование мотивов учебной деятельности учащихся » Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Страница 8

1. Понимаю задание и определяю цель его выполнения. Алгоритм понимания задания:

- читаю задание;

- представляю результат;

- определяю форму выражения ре­зультата;

- составляю план действий.

2. Определяю уровень выполняемого задания в диалоге с учителем: необходи­мый — соответствие требованиям государ­ственного стандарта, программный - тре­бования программы «Школа 2100», мак­симальный - сверх школьных требований

3. Разрабатываю в диалоге с учителем критерии правильности выполнения зада­ния, которые можно оформить в виде оценочной шкалы или таблицы (см. выше).

4. Выполняю задание и получаю ре­зультат.

5. Сравниваю полученный результат с нормой после выполнения задания.

6. Провожу самооценку полученного результата и выражаю ее в форме симво­лов или оценочной шкалы.

7. Сравниваю конечный результат с целью

.8. Определяю уровень своей успешно­сти и выражаю его в баллах успешности.

Таблица№1

Необходимый уровень

Программный уровень

Максимальный уровень

Задача(задание), для ре­шения которой нужны хо­рошо усвоенные знания и умения действовать по заданному образцу. Мо­гу для получения резуль­тата самостоятельно сде­лать 1-2 шага

Задача (задание), для решения которой нужны новые знания и умение «открывать» знания под руководством учителя, а также умение выполнять не­стандартные задания (которых не выполняли раньше) на изу­ченном материале. Могу для получения результата само­стоятельно сделать 1-2 шага

Задача (задание), для реше­ния которой нужны самостоя­тельно добытые знания. Пол­ностью самостоятельная по­становка учебной задачи(про­блемы), ее самостоятельное решение и оценка результа­тов своей деятельности

1 б. у. - частично успеш­ное решение задачи -традиционная отметка «З».

2 б. у. - полностью ус­пешное решение зада­чи - «4»

3 б. у. - частично успешное решение задачи; решение за­дачи с помощью учителя -«4».

4 б. у. - полностью успешное решение задачи - «5»

5 б. у. - самостоятельное ре­шение задачи, где использо­валась как старая, так и новая информация.

Самооценка результатов сво­ей деятельност - «5+».

6 б. у. - самостоятельная по­становка задачи (проблемы), ее самостоятельное решение, самооценка результатов сво­ей деятельности - «5+ +»

Как видим, ученик сам оценивает свою успешность, а учитель только после этого оценивает выполнение задания. Это выражение уровня самоконтроля и самооценки учащегося тоже является мотивацией учебной деятельности.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных моти­вов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Навигация