В организационном плане предпрофильное обучение осуществляется за счет вариативного компонента базисного учебного плана 7—9-х классов. Применяемый в массовой школе базисный учебный план в названных параллелях содержит 5 часов вариативного компонента, и по меньшей мере 2-3 часа из них быть без ущерба для общеобразовательной подготовки могут быть направлены на организацию модульных курсов по выбору учащихся. Стимулом к организации курсов по выбору на предпрофильной ступени является изменение положения об итоговой аттестации, с тем, чтобы учащийся основной школы сдавал выпускной экзамен по предметам, которые планирует изучать на профильном уровне в старшем звене.
Модульный подход, предусматривающий полугодовые относительно завершенные курсы по выбору учащихся, позволяет организовать на предпрофильной стадии ряд ситуаций выбора предметов для изучения. Проделанные пробы помогают достаточно четко определиться с предстоящим профилем обучения и тем самым минимизировать переходы из одного профильного класса в другой на старшей ступени, целенаправленно наращивать подготовку по профильным предметам [24].
Модульные курсы по выбору на предпрофильной ступени занимают небольшое количество часов учебного плана и поэтому могут быть полностью разработаны и реализованы в форме проектной и исследовательской деятельности. При этом накопительная качественная оценка создаваемых учащимся продуктов в виде портфолио позволяет объективно судить о его способностях и склонностях, профессиональной и познавательной направленности.
В параллелях 8—9-х классов есть возможность, не выходя за рамки вариативного компонента, учесть индивидуальные запросы учащихся путем организации курсов по выбору возрастает с увеличением количества параллельных классов. Дополнительные возможности для создания различных вариантов курсов по выбору содержатся в создании групп не только на базе одной параллели, но и разновозрастных.
При этом предпрофильные группы, организованные на базе потока только для курсов по выбору — более мягкая и разумная модель подготовки учащихся к определению профиля обучения, чем переформирование классов основной школы. Более того, она вносит больший вклад в развитие учащегося, так как позволяет расширить познавательное общение подростков».
Для организации предпрофильной подготовки и последующего перехода на профильное обучение органам местного самоуправления (муниципалитетам) рекомендуется провести следующую работу:
—определить совокупность образовательных учреждений, в которых будет вестись предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов (общеобразовательные учебные заведения, учебно-производственные комбинаты [УПК], профессиональные училища [ПУ], профессиональные лицеи [ПЛ], колледжи, техникумы, образовательные учреждения системы дополнительного образования, высшие учебные заведения [ВУЗ]);
—составить предварительный проект структуры и сети предстоящего профильного обучения в территории (профильные школы, классы, группы и др.) с учетом возможностей образовательной сети и выявленных ориентации школьников;
Существует мнение, что эффективность предпрофильной подготовки и рациональность использования возможностей вариативного компонента базисного учебного плана повышается, если 7-е классы вновь формируются на основе дифференциации учащихся по интересам и склонностям учащихся. Эта мысль в свое время высказывалась мной (см.: Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения: Монография. — Челябинск: Изд- во ЧГПИ «ФАКЕЛ», 1995) [1]. Однако к ней необходимо относится осторожно, по крайней мере по двум причинам: а) трудности адекватной диагностики склонностей и способностей в данном возрасте, б) значимость системы межличностных отношений для старших подростков, разрушение которых может иметь непредсказуемые последствия.
организовать информационную работу в общеобразовательных учреждениях;