Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что раннее обучение немецкому языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, а при соответствующем построении курса, воспитательный и нравственный потенциал.
Основные функции немецкого языка как школьного учебного предмета не только на ранней, но и на второй и третьей ступени заключаются в развитии как общей речевой способности школьника в его самом элементарном филологическом образовании, так и в формировании его способностей и готовности использовать именно иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре и тем самым как действенное средство образования, воспитания и разностороннего развития личности ребенка. Все эти функции учебного предмета реализуются уже с первых шагов обучения.
Драматизация на начальном этапе может иметь характер ролевой игры, в ходе которой творчество учеников проявляется, прежде всего, в воспроизводящей деятельности по образцу. Важным условием ее эффективности являются заинтересованность участников и достаточный уровень их речевой компетентности. Одним из способов усиления личностного отношения учащихся 2—4-х классов к драматизируемым событиям, повышающим мотивированность их деятельности и эмоциональный тонус, является отбор материала (в качестве материалов для инсценирования можно использовать небольшие стихи, диалоги в прозе, а также небольшие пьесы на сюжеты любимых детьми сказок, юмористические сценки), в котором отражены события личной жизни детей и их близких, события в жизни школы, семейные праздники, приезд гостей и т. д. Возможно совместное составление драматизируемых диалогов учителем и учащимися, что позволяет полнее учесть их интересы в организации коммуникативной деятельности.[5, с. 23-24]
В некоторых случаях учитель сам или с учащимися создает сценарий пьесы по наиболее популярным произведениям детской литературы и сказкам народов нашей страны и страны изучаемого языка. В пьесу включаются песни, танцы, стихи, что придает им сценическую выразительность, В целях повышения интереса к театральному делу в масштабах школы рекомендуется один-два раза в год ставить настоящие спектакли с большим количеством действующих лиц и небольшими по объему репликами, в которых принимали бы участие не только младшие школьники, но и старшеклассники.
Театральные постановки являются в настоящее время важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как "языковой барьер", становится легко преодолимым, как только учащиеся, особенно младшие школьники, попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове "вечного троечника" во вдохновенного Ромео, произносящего монологи на одном дыхании. Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет чувство ответственности за успех общего дела.
Прием драматизации является эффективным средством обучения иностранному языку, т. к. он развивает коммуникативную, творческую и культурную компетенцию, способствуя формированию у студентов навыков социального общения.
С психологической точки зрения, драматизация представляет собой форму совместной учебной деятельности, где "усвоение учащимися содержания учебного материала опосредовано их совместным творческим взаимодействием по его сценическому воплощению, вызванным осознанием единства дидактической цели, предполагающим разделение труда и частичный контроль над деятельностью самими учащимися" [19, с.34-37]. Межличностное взаимодействие происходит в результате совместных действий, т. е. выполнения заданий в группах и парах (интеракция). При этом реализуются основные функции общения, которые мы видим на следующей схеме: