профессиональный модульный обучение студент
В жизни современного общества инженерная деятельность играет все возрастающую роль. Проблемы практического использования научных знаний, повышения эффективности научных исследований и разработок выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край всей экономики и современной культуры. Развитие профессионального сознания инженеров предполагает осознание возможностей, границ и сущности своей специальности не только в узком смысле этого слова, но и в смысле осознания инженерной деятельности вообще, ее целей и задач, а также изменений ее ориентаций в культуре ХХ века.
Содержание профессиональной деятельности инженера исторически конкретно, т.е. оно безусловно меняется в ходе общественного развития, но вместе с тем определенная “часть” этого содержания, его “ядро”, характеризующее как раз специфику данной профессии, развиваясь, сохраняет в себе нечто инвариантное.
Она формируется, начиная с эпохи Возрождения. На первых порах ценностные ориентации этой деятельности еще тесно связаны с ценностями ремесленной технической практики (например, непосредственный контакт с потребителем, ученичество в процессе осуществления самой этой деятельности и т.п.).
Первые импровизированные инженеры появляются именно в эпоху Возрождения. Они формируются в среде ученых, обратившихся к технике, или ремесленников-самоучек, приобщившихся к науке. Решая технические задачи, первые инженеры и изобретатели обратились за помощью к математике и механике, из которых они заимствовали знания и методы для проведения инженерных расчетов.
В этот период инженеры были, как писал известный историк науки М.А. Гуковский, “выходцами из цехового ремесла, но все тянулись к науке, ощущая абсолютную необходимость ее для надлежащей постановки своих технических работ” [42, с. 240].
Появление инженерного труда в его общественно значимой форме связано с процессом обособления умственного труда в сфере материального производства.
Развитие машинного производства привело к его техническому и организационному усложнению, совершенствующейся кооперации возрастающих масс труда, потребовало внимания к соблюдению принципа непрерывности производственного процесса, пропорций в количестве и качестве труда в пределах фабрики. Создание, совершенствование и использование машин обусловило необходимость специальных знаний, которыми в условиях капиталистического производства не могла обладать основная масса рабочих.
Таким образом, общественное разделение труда на машинной стадии производства привело к обособлению инженерного труда с передачей ему наиболее сложных функций по координации, контролю, подготовке и организации производства.
В.С. Степин, В.Г. Горохов и М.А. Розов подчеркивают, что инженерная деятельность как профессия связана с регулярным применением научных знаний в технической практике. В этом и заключается ее отличие от технической деятельности, которая основывается более на опыте, практических навыках, догадке [169].
Во все времена, начиная с эпохи Возрождения, инженеры ориентировались на научную картину мира, хотя еще недостаточно опирались на науку в своей повседневной практике. Последующее же быстрое и принципиально новое развитие техники потребовало и коренного изменения ее структуры: “техника доходит до состояния, в котором дальнейшее продвижение ее оказывается невозможным без насыщения ее наукой” [42, c. 303].