Социологические исследования подтверждают, что профессия организатора производства обладает качественным своеобразием и не совпадает с профессией инженера. Бригадир, мастер, начальник участка, начальник цеха, директор завода - вот основные ступени профессиональной карьеры организаторы производства, выполняющего руководящие, управленческие и воспитательные функции. Организатор производства - это профессия типа “человек - человек”, а не “человек - техника”, какой является профессия инженера [46].
Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, обращением ко всему комплексу социальных гуманитарных, естественных и технических дисциплин. Инженер в современном смысле слова и есть специалист, решающий проблемы проектирования, конструирования, функционирования, практического применения техники и технологии на научной основе.
Несомненно в процессе своей деятельности инженер непосредственно сталкивается с нетехническими и нетехнологическими задачами постольку, поскольку они замыкаются на технико-технологическую проблематику. Как бы то ни было, инженер призван заниматься технической деятельностью, в ходе которой он создает технику, разрабатывает технологию, управляет ими.
По определению И.А. Майзеля и других современный инженер - “это научно подготовленный творец техносферы, а тем самым субъект усилий, направленных на создание и развитие индустриальной цивилизации. Таково ядро и смысл существования . инженера” [62, с. 15].
Однако был этап, который можно назвать классическим, когда инженерная деятельность существовала еще в “чистом” виде: сначала лишь как изобретательство, затем в ней выделились проектно-конструкторская деятельность и организация производства.
Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к кризису традиционного инженерного мышления и развитию новых форм инженерной и проектной культуры, появлению новых системных и методологических ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение действительности.
Исходя из этого, В.С. Степин, В.Г. Горохов и М.А. Розов выделяют, помимо классической, еще два этапа развития инженерной деятельности: системотехническую деятельность и социотехническое проектирование [169].
Анализ системотехнической деятельности показывает, что она неоднородна и включает в себя различные виды инженерных разработок и научных исследований. В нее оказываются вовлеченными многие отраслевые и академические институты; над одними и теми же проектами трудятся специалисты самых различных областей науки и техники. В силу этого координация всех аспектов системотехнической деятельности оказывается нетривиальной научной, инженерной и организационной задачей.
Системотехническая деятельность осуществляется различными группами специалистов, занимающихся разработкой отдельных подсистем. Расчленение сложной технической системы на подсистемы идет по разным признакам: в соответствии со специализацией, существующей в технических науках; по области изготовления относительно проектировочных и инженерных групп; в соответствии со сложившимися организационными подразделениями. Каждой подсистеме соответствует позиция определенного специалиста (имеется в виду необязательно отдельный индивид, но и группа индивидов и даже целый институт). Эти специалисты связаны между собой благодаря существующим формам разделения труда, последовательности этапов работы, общим целям и т.д. Кроме того для реализации системотехнической деятельности требуется группа особых специалистов (скорее, их следует назвать универсалистами) - координаторов (главный конструктор, руководитель темы, главный специалист проекта или службы научной координации, руководитель научно-тематического отдела). Эти специалисты осуществляют координацию, равно как и научно-тематическое руководство и в плане объединения различных подсистем, и в плане объединения отдельных операций системотехнической деятельности в единое целое. Подготовка таких универсалистов требует не только их знакомства со знаниями координируемых ими специалистов, но и развернутого представления о методах описания самой системотехнической деятельности.