Существует и принципиально другой подход к определению связи навыка и умения (Г.Г. Голубев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и другие).
Умение представляет собой сложное психическое образование, включающее ряд компонентов. Один из них - система навыков, второй - система знаний.
Рассматривая понятие “навык” и “умение”, Б.Ф. Ломов указывает на существенные их различия: “для навыка как автоматизированного действия характерна стереотипность. Умение, напротив, проявляется в решении новых задач. Оно предполагает ориентировку в новых условиях и выступает не как простое повторение того, что усвоено в прошлом опыте, а включает в себя момент творчества” [102, с. 271].
К.К. Платонов и Г.Г. Голубев подчеркивают, что “умения нельзя ни противопоставлять знаниям и навыкам, ни располагать при перечислении раньше ., так как умения образуются лишь на их основе. Любое умение включает в себя представления, понятия, знания, навыки концентрации, распределения и переключения внимания, навыки восприятия, мышления, самоконтроля и регулирование процесса деятельности” [138, с. 82].
Поэтому эти ученые считают, что умение следует понимать как способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях, а навык как способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизировано, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания [138].
Итак, умение мы понимаем как способность эффективно и творчески выполнять определенные действия, а навык как простое автоматизированное действие, совершающееся в неизменяющихся условиях деятельности.
“Профессиональная подготовка . совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной деятельности .” [148, c. 14]. Следовательно, представителю любой профессии присущи свои навыки и умения.
Профессия “инженер” отличается, прежде всего, творческим характером. Как подчеркивают А.К. Тащев и другие, в ее основе содержится сложный умственный механизм, базирующийся на высоком уровне специального профессионального образования, больших и разнообразных навыках практической деятельности, ответственности за принимаемые решения. В процессе своей практической деятельности инженер должен уметь находить элементы нового даже в тех случаях, когда решаемые им задачи принято рассматривать как традиционные. Чтобы соответствовать этому уровню требований и избежать “морального износа”, т. е. старения ранее обретенных знаний, ИТР должен уметь перерабатывать огромное количество разнообразной информации [64].
Важный признак творчества заключается также в том, что инженерный труд непосредственно и постоянно связан с решением самых разнообразных инженерных задач, по своему содержанию многовариантных, неопределенных. Необходимо отметить также, что инженерные задачи, как правило, имеют ситуационный характер. Причем сама ситуация, породившая ту или иную задачу, может быть типичной, стандартной и нетипичной, нестандартной. В условиях современного производства инженер все чаще сталкивается с нетипичными задачами, методы и средства решения которых отличаются от стереотипных. Чтобы успешно справиться с такого рода задачей, специалист должен уметь определить меру нетипичности данной ситуации, выяснить, насколько накопленный опыт и знания достаточны и применимы для ее решения и выбрать из всех альтернативных вариантов единственно правильный.
Будучи по своей природе творческим, труд инженера, вместе с тем, осуществляется в условиях весьма жесткого нормоконтроля. Статус инженера и степень свободы его профессиональных действий определяют единая система конструкторской документации (ЕСКД), единая система технологической документации (ЕСТД), единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), стандарты, нормали, технические условия, нормы, нормативы и правила, необходимость развития унификации и т. д. В этих условиях специалист в подавляющем большинстве случаев должен уметь находить новые оригинальные решения, проектировать и компоновать новые конструкции на основе уже готовых, типовых, стандартных элементов [64].