Вторым важным компонентом деятельности инженера, подчеркивает В.А. Попков, является умение выполнять им функции чисто производственного характера, например выполнение ремонтно-механических, пусконаладочных, испытательных, монтажных, эксплуатационных и других работ или производство тех или иных операций непосредственно на рабочем месте”. [140].
От конструктора и технолога по многом зависит уровень качества производимой продукции, экономичность, эргономичность, надежность и долговечность продукции и ряд других показателей. Поэтому в своей деятельности инженер должен уметь “преодолеть главное социальное противоречие творческого процесса между новизной и значимостью . и поставить на первое место интересы производства и потребления” [64, c. 29].
Таким образом, обобщая все сказанное выше, мы пришли к выводу, что основными умениями, присущими инженеру, являются творческие умения, суть которых заключается в нахождении нового, единственно верного (из множества альтернативных вариантов), не противоречащего условиям производства решения задачи (проекта) на основе современных знаний.
Проблеме формирования творческих умений посвящены работы С.Я. Батышева, Б.П. Душкова, С.П. Крягжде, Т.В. Кудрявцева, А.А. Моткова, А.И. Половинкина, Б.А. Смирнова, В.А. Терехова, И.С. Якиманской [13; 48; 82; 84; 85; 119; 139].
Среди существующих классификаций умений наиболее полной, на наш взгляд, является классификация Н.В. Кузьминой, которая выделяет гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские и коммуникативные умения [87].
Но с точки зрения классификации творческих умений интересен подход Г.В. Никитиной и В.Н. Романенко. Эти ученые выделяют три ступени творческих умений: 1) базовая; 2) профессиональная; 3) высшая [123].
Г.В. Никитина и В.Н. Романенко считают, “ . умения двух ступеней - высшей и базовой - имеют принципиальное различие. Умения базовой ступени - это умения частные. Они позволяют главным образом обобщать, обрабатывать и представлять результаты. Эти умения, конечно, по-разному используются в разных отраслях знаний. Но главная их особенность - межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных отраслях знаний . Между умениями этой и высшей ступени, которая также носит межпредметный характер, располагается еще одна ступень умений. Она связана с той отраслью знаний, а в вузе с теми дисциплинами, которые формируют профессиональную деятельность специалиста. По сравнению с базовыми эти умения обладают большой сложностью, но характеризуются ограниченной областью применения . многие умения профессиональной ступени . включают в себя как элемент базовые умения . умения высшей ступени иерархии . включают в себя умения профессиональной ступени. Таким образом, именно включение умений более низкой ступени в умения высшей и позволяют обоснованно построить всю иерархическую последовательность ступеней творческих умений специализации: базовую, профессиональную, высшую” [123, c. 21].
Таким образом, исходя из предложенной выше классификации, мы под базовыми умениями инженера будем понимать такие умения, которые составляют техническую сторону творческой деятельности, например, умение правильно группировать и систематизировать данные наблюдений, определить достоверность измерений, правильно выполнить и оценить точность расчета, быстро найти в литературе справочные данные, работать на персональном компьютере и т.д.
Профессиональные умения непосредственно относятся к профессиональной деятельности инженера. Для инженера-механика примером таких умений может служить проектирование, конструирование, эксплуатация и наладка технологического оборудования различных производств.
Творческие умения высшей ступени связаны прежде всего с характером мышления и его наиболее общими законами, лежащими обычно вне рамок профессиональной деятельности. Для представителей инженерно-технических специальностей к ним можно отнести такие умения как изобретать; сформулировать и проверить гипотезу; ставить новые вопросы или видеть новые проблемы в традиционной ситуации; находить альтернативные решения; синтезировать системы и т. п.