Проанализировав данные этого опроса, мы пришли к выводу, что основные недостатки традиционной системы обучения заключаются в следующем:
студенты большую часть учебного времени тратят на лекции, в ходе которых занимаются преимущественно пассивными формами работы;
тратя значительную часть времени на почти механическое переписывание лекций, студенты не читают специальную литературу;
студенты не приобретают навыков говорить на специальные темы, так как большую часть учебного времени они слушают;
сложившаяся система контроля (только итоговый контроль) не имеет действенной обратной связи;
не проводится полноценной работы с теоретическим материалом в аудитории;
жесткое разделение лекций и практических занятий.
Все отмеченные выше недостатки такой традиционной системы обучения свидетельствуют о том, что она не носит деятельностного характера и, как следствие, трудно поддается профессиональной мотивации.
Одним из путей совершенствования традиционной системы обучения и устранения ее недостатков является модульное обучение, в основу которого положены следующие основные принципы:
модульность, т.е. учебный материал, охватываемый модулем, должен являться настолько законченным блоком, чтобы существовала возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;
представление студенту в каждом модуле времени (например, 1 неделя), полностью свободного от аудиторных занятий, для самостоятельной работы, которая обязательно должна завершаться проведением одной из форм промежуточного контроля по модулю;
принцип дифференцированного образования, ставящий содержание изучаемых курсов в зависимость от индивидуальных склонностей и способностей обучаемого, а также типа предстоящей инженерной деятельности;
принцип максимальной индивидуализации обучения, состоящий в предоставлении студенту:
а) свободного посещения занятий в случае успешного прохождения промежуточного контроля;
б) возможности опережающего индивидуального темпа обучения;
разумное использование персональных компьютеров в учебном процессе;
оценивание результатов обучения студента при помощи индивидуального кумулятивного индекса.
Итак, мы предполагаем, что введение модульного обучения, базирующегося на формировании системы потребностей и мотивов (достижения и познавательных) обучающихся, приведет к развитию у студентов-механиков следующих профессиональных умений: 1) сформулировать цели работы; 2) найти недостающие данные и перевести единицы измерения; 3) произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры; 4) синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат; повышению эффективности учебного процесса и, как следствие, к качеству подготовки будущего специалиста.