Мировое общество, профессиональные общественные организации активно работают в области идеологии, методологии, методов и практики инженерного образования. В результате сформулированы требования к выпускнику, а также основные факторы, определяющие уровень его подготовки.
Требования к инженеру XXI века включают в себя следующие позиции:
профессиональная компетентность - сочетание теоретических знаний и практической подготовленности выпускника, его способность осуществлять все виды профессиональной деятельности, определяемые образовательным стандартом по направлению или специальности подготовки;
коммуникативная готовность - владение литературной и деловой письменной и устной речью на родном языке, а также владение, как минимум одним из наиболее распространенных в мире иностранных языков; умение разрабатывать техническую документацию и пользоваться ею, умение пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации, включая телекоммуникационные сети; знание психологии и этики делового общения; владение навыками управления профессиональной группой или коллективом;
развитая способность творческого подхода к решению профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартных условиях и разрабатывать план действий, готовность к реализации плана и ответственность за его выполнение;
устойчивое осознанное позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному совершенствованию;
владение методами технико-экономического анализа производства с целью его рационализации, оптимизации и реновации, а также методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды;
владение методами моделирования, прогнозирования, проектирования, а также методами исследований и испытаний, необходимыми для создания интеллектуальных ценностей и материальной продукции;
понимание тенденций и основных направлений развития науки и техники [51].
Методология оптимальной разработки требований к выпускнику инженерного вуза заключается не только в учете подходов и взглядов сфер высшего образования и профессиональной деятельности специалиста, не только в интегральном отражении общих и специфических черт современного работника техносферы, но и в учете всех связей личности профессионала с обществом, окружающей средой и профессиональной сферой (рис.1).
Представленные на рис.1 связи являются базовыми, ориентирующими при формулировании требований к программам высшего технического образования и при работе образовательных стандартов профессиональной подготовки.
Основой для оценки качества специалистов являются государственные требования к достаточному содержанию и к уровню подготовки выпускников, освоивших одну из программ высшего технического образования.
Опираясь на Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, можно выделить следующие требования, предъявляемые к выпускнику по специальности 120100 “Технология машиностроения”:
Рис.1. Система факторов, определяющая требования к выпускнику инженерного вуза
Знать методы и средства разработки , построения и управления высокоэффективными производственными процессами изготовления машин, общие и конкретные данные передовой практики инженерного искусства создания машин, их производство, области применения, технологическое оборудование, оснастку и средства контроля.