Уметь использовать прогрессивные концепции совершенствования производства, достижения высокого качества продукции.
Быть способным к выполнению междисциплинарных технологических проектов [41].
Инженер по специальности 120100 в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: а) производственно-технологическую; б) производственно-управленческую; в) проектно-конструкторскую; в) экспериментально-исследовательскую.
Опираясь на требования квалификационной характеристики к инженеру-механику по специальности 120100 “Технология машиностроения” [41] и данные профессиографического опроса, проведенного среди специалистов, имеющих стаж работы по специальности от 4 до 40 лет [Прил. 4], можно выделить следующие группы базовых и профессиональных умений.
Базовые умения:
Систематизировать и записывать результаты наблюдений и экспериментов.
Группировать данные.
Оценивать статические и динамические характеристики результатов.
Представить результаты в табличной и графической форме, выбрать правильный масштаб.
Выполнить простейший расчет без использования литературы, сложный расчет - с использованием литературы.
Провести численный анализ и графическое решение задачи разными способами.
Пользоваться номограммами, диаграммами, различными справочными таблицами.
Анализировать положительные и отрицательные результаты.
Найти “выскакивающие” результаты.
Сгладить график, графически интегрировать и дифференцировать.
Использовать персональный компьютер.
Пользоваться размерностями.
Оценить особенности измерительной системы.
Провести планирование эксперимента.
Провести анализ, синтез и моделирование системы.
Оформить результаты расчетов и экспериментов.
Четко формулировать цели работы.
Пользоваться литературой.
Пользоваться терминологией.
Профессиональные умения:
Использовать полученные знания по ранее изученным базовым дисциплинам (физика, химия, материаловедение, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, технология металлов, теоретическая механика, детали машин и т.п.).
Выполнять и читать чертежи деталей и конструкций.
Расшифровать маркировки материалов (металлов и сплавов);
Подобрать требуемый материал (сплав, металл) для изготовления детали (конструкции).
Спроектировать деталь (конструкцию).
Подобрать (рассчитать) соответствующие подшипники, резьбы, зубчатые колеса.
Выбрать технологию изготовления и ремонта детали (конструкции).
В связи с тем, что эксперимент проводился в ходе изучения курса “Теория автоматического управления”, который является базовым для студентов-механиков, мы ставили своей целью развитие непосредственно базовых умений в условиях модульного обучения.
Перечень профессиональных умений базовой ступени, довольно разнообразен. С целью окончательного определения значимости этих умений для деятельности инженера-механика мы попросили участников опроса охарактеризовать каждое из перечисленных выше умений как: 1) обязательно нужное; 2) необязательно нужное; 3) не нужное и проранжировать их по значимости. Результаты опроса приведены в табл. 2.
Таблица 2
Ранжирование профессиональных умений базовой ступени, необходимых для деятельности инженера-механика
№ |
Умение |
Обязательно нужно |
Необязательно нужно |
Не нужно |
Ранг |
1 |
Систематизировать и записывать результаты наблюдений и экспериментов. |
20 |
- |
- |
3 |
2 |
Группировать данные |
15 |
5 |
- |
13 |
3 |
Оценивать статические и динамические характеристики результатов |
19 |
1 |
- |
5 |
4 |
Представить результаты в графической и табличной форме, выбрать правильный масштаб |
17 |
3 |
- |
12 |
5 |
Выполнить простейший расчет без использования литературы, сложный расчет - с использованием |
20 |
- |
- |
4 |
6 |
Провести численный анализ и графическое решение задачи разными способами |
18 |
2 |
- |
9 |
7 |
Пользоваться номограммами, диаграммами, различными справочными таблицами |
20 |
- |
- |
10 |
8 |
Анализировать положительные и отрицательные результаты |
20 |
- |
- |
6 |
9 |
Найти “выскакивающие” результаты |
18 |
2 |
- |
7 |
10 |
Сгладить график, графически интегрировать и дифференцировать |
16 |
2 |
2 |
19 |
11 |
Использовать персональный компьютер |
14 |
5 |
1 |
17 |
12 |
Пользоваться размерностями |
18 |
1 |
1 |
18 |
13 |
Оценить особенности измерительной системы |
15 |
5 |
- |
16 |
14 |
Провести планирование эксперимента |
10 |
10 |
- |
11 |
15 |
Провести анализ, синтез и моделирование системы |
20 |
- |
- |
2 |
16 |
Оформить результаты расчетов и экспериментов |
12 |
8 |
- |
15 |
17 |
Четко формулировать цели работы |
20 |
- |
- |
1 |
18 |
Пользоваться литературой |
19 |
1 |
- |
8 |
19 |
Пользоваться терминологией |
19 |
1 |
- |
14 |