Квалификационная характеристика и данные профессиографического опроса явились основой при формулировании наиболее важных базовых умений инженера-механика: сформулировать цели работы; найти недостающие данные и перевести единицы измерения; произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры; синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат.
Диагностика исходного уровня сформированности базовых умений студентов-механиков показала, что четко сформулировать цели работы смог лишь 21 студент (20,59%), 39 человек (38,24%) неясно представляли стоящую перед ними задачу, а 42 студента (41,18%) вообще не имели представления о том, что от них требуется. Умением найти недостающие данные и перевести единицы измерения на высоком и низком уровне обладают по 24 человека (23,53%), на среднем - 54 (52,94%). Произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры на высоком уровни смогли только 9 студентов (8,82%), на среднем - 39 человек (38,24%), на низком - 54 (52,94%). Умением синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат на высоком уровне обладают 12 студентов (11,76%), на среднем - 48 (47,06%), на низком - 42 (41,18%). Таким образом, исходный уровень сформированности базовых умений у студентов-механиков оценивался как довольно низкий.
Вызывает тревогу и данные, касающиеся вопроса профессиональной мотивации: около 80 % студентов к третьему курсу обучения высказали желание сменить профессию.
В ходе проведения первого этапа эксперимента были выявлены и положительные моменты, такие как наличие у студентов склонности к избранной профессии и стремление к постоянной, равномерной работе при изучении дисциплин.
На констатирующем этапе эксперимента были проанализированы и выделены основные недостатки традиционной системы обучения: она не носит деятельностного характера, трудно поддается профессиональной мотивации, а ее экстенсивному характеру способствует и практически неорганизованная, неконтролируемая, нестимулируемая никакими факторами самостоятельная работа.
Одним из путей совершенствования традиционной системы обучения и устранения ее недостатков является модульное обучение. Предлагаемая нами программа модульного обучения способствует созданию атмосферы, побуждающей к систематическому, самостоятельному овладению знаниями, а суть ее заключается в развитии всего комплекса базовых умений инженера-механика.