Методика формирования знаний о явлениях неживой природы

Страница 2

В процессе обучения естествознанию важным источником знаний является устное или печатное слово. Словесные методы применяются тогда, когда необходимо описать словом картину или процесс и при этом вызвать у детей чувство сопереживания и причастности к сюжету, когда необходимо за короткое время изложить большой объем материала на высоком научном уровне, когда нельзя применять практические и наглядные методы по каким-либо объективным причинам. Процесс обучения без словесных методов не протекает. Живое и печатное слово являются важными способами воздействия на учащихся. Из всего многообразия словесных методов в «Окружающем мире» получили распространение три: рассказ, беседа и работа с текстом книги (34).

Беседа – это метод обучения, представляющий собой диалог учителя и учащихся, проводимый с конкретными учебно-воспитательными задачами по тщательно продуманному плану. Особенность беседы как метода заключается в том, что изучаемая информация дается по частям и внимание учащихся периодически переключается. В процессе беседы при изучении природных явлений может быть выяснено, какие наблюдения были проведены учащимися, какие результаты были получены, какие признаки погоды характерны для того или иного времени года, что относится к явлениям неживой природы, что относится к явлениям живой природы. В ходе беседы необходимо показать взаимосвязь между природными явлениями, их влияние на объекты живой и неживой природы, хозяйственную деятельность человека и на этой основе подвести детей к самостоятельным выводам и обобщениям. Беседа применяется чаще других словесных методов обучения.

Рассказ – это последовательное повествовательное изложение учебной информации. Рассказ применяется в том случае, если материал неизвестен. Это может быть описание объектов, принцип работы и устройство приборов (термометра, компаса, осадкомера, флюгера и др.), характеристика взаимосвязей и развития природных явлений. Рассказ применяется на уроках естествознания при подготовке учащихся к проведению практической или самостоятельной работы, опыта или при ведении наблюдений. При объяснении дается инструктаж о предстоящей работе с объектами, предметами или приборами, установка на то, как ее следует выполнить, в какой последовательности и каким образом будут оформлены результаты. Особая роль принадлежит объяснительному рассказу при подготовке учащихся к опытнической работе. Проведение опыта состоит из нескольких операций: ознакомление школьников с темой опыта, определение его цели, составление плана, заполнение дневника наблюдений, подведение итогов и обобщение полученных результатов. Все эти операции должны быть учащимися освоены и осмыслены, только в этом случае возможно самостоятельное проведение опыта (24).

В начальных классах чаще всего рассказ сочетается с беседой. Это позволяет учителю широко использовать различные методические приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность школьников.

Одно только словесно-книжное преподавание не может дать правильных, полных представлений о природных явлениях, без чего процесс осознания усвоения теории невозможен.

Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности, которая становится основным источником знаний. При изучении природных явлений в основном применяются следующие наглядные методы: демонстрация опытов, демонстрация статических или динамических изображений природных явлений. Ученик, работая с наглядностью, самостоятельно ее анализирует, рассуждает и приходит к некоторым собственным выводам. Последовательность наблюдения определяется заранее подготовленным заданием, которое может быть устным, записанным на доске, на специальных карточках или отображено на экране при помощи мультимедийного проектора. В процессе демонстрации изображений и учебных фильмов учащимся рекомендуется пользоваться учебником и находить текстовую информацию, характеризующую сущность наблюдаемого явления. В качестве источника информации могут служить электронные справочные пособия, запущенные на компьютерах, либо Интернет-ресурсы.

При изучении природных явлений учащимся могут быть показаны при помощи мультимедийного проектора и компьютера учебные видеофильмы или видеоролики на тему «Погода и ее изменения», «Времена года», «Круговорот воды в природе», «Грозные явления природы», «Необычные явления природы». Так, при изучении неживой природы зимой, демонстрируется фильм «Зима». Перед просмотром ставится задача: «Просмотрите фильм и назовите самые характерные признаки зимы». Вопросы для целенаправленного просмотра фильма можно предложить следующие:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация