Главным средством преодоления трудностей изучения данной темы служит опора на наблюдения за отдельными метеорологическими явлениями. Наблюдение является одним из основополагающих методов обучения естествознанию. Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают выводы и обобщения.
Особенно важным следует считать краеведческие наблюдения. Очень характерны при изучении природных явлений наблюдения за погодой и ведения календаря погоды. Эти наблюдения проводят в течение всего учебного года, начиная с первых дней сентября. В начальной школе наблюдения включают лишь измерение температуры воздуха, описание осадков, определение направления и силы ветра и состояния неба (наличие облачности). Наблюдения ведут простыми инструментами – ртутным термометром и флюгером, установленным во дворе школы на географической площадке. Направление и силу ветра, а также состояние неба устанавливают на глаз (24).
Во 2 классе детей знакомят с «Дневником наблюдений», учат читать условные обозначения и использовать их для записи. Вначале в классе проводится коллективное заполнение «Дневника наблюдений» и устанавливается время наблюдения за погодой. В 3 классе ведение наблюдений продолжается. Кроме того, наблюдения проводятся во время экскурсий в природу. Учащиеся 3 класса должны уметь сравнивать объекты, подлежащие наблюдению. Продолжается наблюдение при выполнении летних заданий. В 4 классе школьники систематически отмечают изменения погоды, учатся пользоваться приборами по определению направления ветра, измерять количество выпавших осадков. В 4 классе наблюдения за явлениями погоды проводятся комплексно, что позволяет выяснить характерные изменения, происходящие в неживой природе в разные времена года (34).
По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные (длительные и кратковременные), групповые (длительные и кратковременные) и фронтальные. Кратковременные наблюдения чаще всего проводятся на уроке, во время экскурсий; длительные наблюдения – во внеурочное время.
Все виды наблюдений тесно связаны с различными практическими работами и опытами. Естествознание имеет большие возможности не только для активной практической работы учащихся, но и для вовлечения их в несложную научно-исследовательскую работу путем постановки и проведения опытов.
Опыт – это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выделения из многообразного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора. Опыты проводятся под руководством учителя, который подбирает необходимое оборудование, объекты для опыта, заранее готовит и проводит его, определяет форму работы: по группам или индивидуально. На уроке перед проведением опыта для активизации интереса учащихся перед ними ставится определенная задача. Определяется последовательность проведения опыта; при этом очень важно ознакомить учащихся с правилами работы, с приборами, объектами и техникой безопасности (9).
Опыты по естествознанию можно проводить как в течение урока, так и во внеурочное время (длительный опыт). Продолжительность практических работ из класса в класс увеличивается, они становятся более сложными. Первые практические работы проводятся по разработанному плану-образцу, а затем постепенно учитель повышает уровень самостоятельности, дает учащимся задания творческого характера.
Особое место занимают практические работы с приборами (термометром, гномоном, глобусом, снегомерной рейкой и т.д.). В 3 классе изучается термометр. Учащиеся знакомятся с устройством термометра и правилами его использования, затем проводится практическая работа: у школьников отрабатываются умения пользоваться термометром в различных условиях. При изучении некоторых тем по естествознанию (например, направление ветра) используется компас. Приемы работы с компасом отрабатываются практически: на экскурсиях, в походах (34).
При изучении явлений неживой природы могут быть проведены опыты, позволяющие воспроизвести некоторые природные явления искусственно (радуга, молния и гром, ветер, дождь, иней, роса и др.), а также выявить причины возникновения этих явлений и взаимосвязи явлений друг с другом. Результаты опытов учащиеся заносят в дневник наблюдений. При анализе результатов могут быть использованы тексты учебника, различные справочные пособия, в том числе, электронные.