Под внеурочной работой понимается выполнение учащимися во внеурочное время обязательных, связанных с изучением курса, практических работ. В отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками, продолжительность ее во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка. Необходимость организации внеурочных работ вызвана тем, что многие наблюдения за окружающей средой, постановка опытов, необходимых для усвоения программных вопросов, не укладываются в рамках расписания. Эта работа выполняется по заданиям, которые даются учителем на уроках. Работы носят преимущественно самостоятельный характер и способствуют развитию наблюдательности, мышления, формированию умений самостоятельного добывания знаний (26).
При формировании у младших школьников о явлениях неживой природы используются такие формы внеурочной работы, как ведение «Дневников наблюдений», работа на географической площадке, домашняя работа.
Внеурочные работы на географической площадке организуются с целью научить школьников практическим умениям в работе с простейшими приборами. По годам обучения работа на географической площадке распределяется следующим образом:
В 3 классе дети учатся измерять длину тени от гномона, температуру воздуха, определять силу ветра по местным признакам, измерять высоту снежного покрова. В 4 классе учащиеся закрепляют и развивают умения измерять длину тени от гномона, температуру воздуха, определять силу ветра по местным признакам, измерять высоту снежного покрова, определять направление ветра с помощью компаса. В процессе выполнения работ на географической площадке школьники должны научиться понимать некоторые взаимосвязи и закономерности природных явлений, которые изучаются на уроках (24).
Внеклассная работа. Процесс образования по курсу «Окружающий мир» не может ограничиваться только учебными занятиями. Строгие рамки программ не всегда позволяют рассматривать те вопросы, которые учитель посчитал полезными для формирования тех или иных знаний. Внеклассная работа основывается на интересах учащихся и на принципах полной добровольности. Ведущей задачей внеклассной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней.
Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. По степени охвата учащихся внеклассная работа подразделяется на индивидуальную, групповую, массовую. Это могут быть различные кружки, экскурсии, туристические походы, викторины и праздники, конкурсы и т.д. (4).
Большую помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий учителю могут оказать информационные компьютерные технологии. При этом здесь может быть использован широкий спектр программных средств как учебного, так и общего назначения (текстовые и графические редакторы, обучающие и игровые программы, электронные пособия, видеофильмы и фрагменты и т.д.). применение компьютерных средств способствует повышению познавательного интереса школьников, формированию их информационной культуры, делает организуемые мероприятия более наглядными, яркими и запоминающимися.
Таким образом, для успешного формирования у младших школьников знаний о явлениях неживой природы учителю необходимо умело и взвешенно использовать весь арсенал форм, методов и средств организации учебного процесса. При этом следует учитывать возможности применения средств ИКТ при подготовке и реализации различных форм обучения по предмету «Окружающий мир».