Во времена Советского союза профилактике правонарушений, и, прежде всего правонарушений несовершеннолетних и молодежи, придавалось большое значение не только на словах. В эту деятельность было включено множество государственных и общественных организаций. Партийные с советские власти в центре и на местах курировали и направляли эту активность. Проводилась масштабная и во многих отношениях эффективная работа с лицами, склонными к противоправному поведению. Меры строгого контроля в сочетании с необходимой социальной помощью чаще всего приводили к желаемому результату.
Большое внимание уделялось планированию профилактических мероприятий на всех уровнях: начиная от районного вплоть до общесоюзного. В рамках системы МВД была создана специализированная профилактическая служба. Советы профилактики существовали на всех крупных и средних производственных предприятиях. Межведомственные комиссии, призванные координировать работу в городах и районах, республиках, действовали, как правило, при соответствующих исполкомах и Советах министров¹.
Однако в тот период многие научные выводы и рекомендации несли на себе жирную печать прежней партийной идеологии и политики, которые сегодня отвергнуты нашим обществом. Существовало не оправданное реальным потребностям массовое отвлечение людей рабочего места для всякого рода дежурства по охране порядка, а в действительности, - для искусственного создания доказательств "массовости народного движения". Таким образом, правильно было бы говорить о двуедином подходе к оценке прошлого опыта профилактической деятельности и возможностям его рецепции для нужд современного общества. С одной стороны, есть немало оснований против механического копирования советской системы профилактики, против идеализации накопленного опыта. С другой, как уже подчеркивалось, откровенно нигилистическая позиция была бы ошибочной. В то же время из того научного багажа, опята профилактической работы, что заслуживает сегодня быть востребованным. Но если говорить о дне сегодняшнем, то бесспорно одно: в современной России такой системы нет вовсе. Ее здание разрушено не до фундамента, а начиная с фундамента. Известные деструктивные процессы разметали те формальные и неформальные структуры, которые до начала 90-х годов занимались хорошо или плохо предупредительной деятельностью "на местах", непосредственно среди населения, и в первую очередь – индивидуальной профилактикой преступлений и иных правонарушений подростков и молодежи. В результате оказался недопустимо ослабленным профилактический потенциал государства, всего общества, обозначилась опасность дезорганизации социального контроля над преступностью.
Между тем, совершенно очевидно, что ни одно нормальное общество, для которого нравственное здоровье его граждан не есть пустой звук, не может нормально существовать без добротно налаженной системы предупреждения противоправного поведения. Следовательно, одна из актуальнейших наших задач состоит в строительстве такой, принципиально новой системы. Однако вряд ли продуктивно присваивать раз и навсегда какому-либо направлению борьбы с преступностью статус главного, самого важного. Сложные, противоречивые, способные развиваться по мало предсказуемым сценариям процессы современной преступности могут быть "обузданы" только на основе осуществления гибкой, готовой ответить на любые "вызовы" криминала государственной политики борьбы с преступностью. В зависимости от характера складывающихся ситуаций, на одном этапе приоритет может быть отдан именно профилактике. На другом – на первое место может выйти деятельность правоохранительных органов, осуществляющих иные функции (уголовный розыск, следствие). Так как обстоятельства ставят перед обществом в качестве наиболее актуальных задачи иного характера. [13, 40-44]
Есть достаточно оснований полагать, что в настоящее время криминологическая обстановка в нашей стране именно такова. На фоне крайне неблагоприятных тенденций преступности, расширения масштабов профессионализации, вооруженности, технической оснащенности криминала, повышения степени тяжести совершаемых преступлений использования "силовых методов", представляемых государством для целей борьбы с преступностью, несомненно, становится первоочередной задачей. Профилактическое направление всегда было и навсегда останется в ряду наиболее значимых в деятельности государства и общества, направленных на борьбу с преступностью. Это в особой степени относится к предупреждению преступлений со стороны молодых людей, которые в силу своего возраста оказываются более восприимчивыми к мерам профилактики и к тому же являются предметом особой заботы общества.
Системный общегосударственный подход в организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.