Новый этап в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи начался с изменением и принятием нового закона в этом направлении [Федеральный закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06. 1999г. № 120]. Целью профилактики является поиск и установление гуманного подхода к решению вопросов предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведение комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков. Несовершеннолетние являются наиболее криминальной категорией населения.
Основополагающим в решении проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних должно стать понимание социальной значимости проблемы, в центре которой находится личность ребенка, его будущее. В плане организации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи следует учитывать время суток, время года и непосредственно места совершения правонарушений, совершенных несовершеннолетними и лицами молодого возраста, происходят до 23 часов. Возможны сезонные "пики" агрессии и совершения правонарушений в весенние и летние месяцы, обусловленные расширением возможности для неконтролируемых контактов (удлиняется день, открываются парки, скверы, пляжи, загородные места отдыха). Правонарушения совершаются несовершеннолетними, как правило, на улице, в компании сверстников. Для несовершеннолетних характерно большое стремление к групповым формам совместного досуга. Это свойственно и подросткам девиантного поведения, создающим свои группы. Основными непосредственными причинами перехода некоторых подростков и молодых людей на путь правонарушений являются не сложности и недостатки воспитания сами по себе, а прямое заражение аморальными взглядами, привычками своего социального окружения (микросреды), подражание поведению "лжегероев" зарубежных фильмов. Таким образом, правонарушения несовершеннолетних есть результат низкой социальной культуры, нравственной невоспитанности лиц, их совершивших. Культурно-нравственная деформация конкретной личности происходит чаще в результате отрицательного влияния микросреды (семья, компания сверстников).
Пьянство и алкоголизм родителей большинства малолетних правонарушителей, жестокость, систематическое нарушение правил общественного поведения, совершение ими преступлений формирует у подростков криминогенную наклонность. Искоренение правонарушений должно вестись планомерно, с учетом управления социальными процессами. И рассматриваться как важная социальная задача государственного значения. В общей системе государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних следует выделять меры общей и специальной профилактики. Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих:
- Выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом и социальном отношении детей.
- Полноценной реализации воспитательных функций, здоровых в физическом и социальном отношении детей.
- Полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, организации их занятости полезной деятельности во внеучебное время. Защита детей от невнимания семьи, жестокости, насилия и негативных проявлений асоциальной среды должна обеспечиваться взаимодействием разных факторов: семьи, школы, досуговой среды, неформальных групп, коллективов, других социальных институтов и общества в целом. Современная система профилактики безнадзорности осуществляется разноведомственными службами и учреждениями. Одной из важнейших задач государственного управления является четкое разделение функций и сфер профилактического влияния различных ведомств².
Правонарушения несовершеннолетних – следствие социальной дезадаптации.
Социальная дезадаптация – это нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующиеся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать что детство – это период наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своих потребностей в развитии. В результате – уход из семьи или учреждения, где он не смог реализовать свои внутренние ресурсы. Другой способ – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, вследствие таких обходных путей – открытые формы агрессии, выраженные в правонарушениях.