По мнению В. Я. Проппа, образ Яги восходит к эпохе матриархата. Яга – предок по женской линии, чудесным образом связанный с силами природы, повелительница зверей. Ее называют Лесной матерью. Образ Яги в сказках заметно снижен – она уродлива и безобразна, а то и вовсе людоедка. Появляются у нее и дочери – такие же страшные людоедки, как и маменька. Но сохраняется древнейшая функция Яги – дарительница. В.Я.Пропп отметил, что Яга – это мертвец. Она хрома: у нее костяная нога (а не костяные ноги). И это говорит о необычайно древних элементах ее образа: хром, например, древнегреческий Гефест. Но все божественное в сказках она утратила, сохранив, однако, свою мифологическую хромоту. Яга-людоедка выполняет функцию лесного учителя. Не случайно она ест лишь детей. В этом виден остаток древнейшего мотива инициации: проглатывание, сожжение, расчленение, смысл которого заключался во временной смерти и возрождении в новом качестве. Таким образом, мотив людоедства яги имеет древнюю мифологическую основу. Современная сказка сохранила ее, но обрела черты детского триллера ("Терешечка").
В ряде сказок Яга – просто злая ведьма. Она озабочена тем, как пристроить свою безобразную дочку, и делает это, подменив героиню Ягишной. Так происходит в сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Козни Яги и ее дочери изобличены, злодеек жестоко казнят: сжигают, привязывают к жеребцам и те разрывают вредительниц.
Среди врагов героя есть и такие, кто не связан с враждебными силами природы, - это враги социального плана. Царь хочет извести героя, чтобы завладеть его женой. По мнению В.Я. Проппа, неперспективно искать в волшебной сказке "обличение пороков и недостатков эксплуататорских классов общества" (Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1994. – С. 203). Младшему брату и младшей сестре противостоят их старшие братья и сестры: младшие объявлены глупыми, но превосходят старших своими нравственными качествами. Те умны житейским умом, они завистливы и мелки, думают только о себе и своих выгодах, и сказка их осуждает. Враждебна падчерице ее мачеха-злодейка.
Особой популярностью пользуются сказки о злой мачехе и падчерице. Мачеха хочет извести падчерицу, заставляет ее постоянно работать и в конце концов прогоняет ее из дому, оставляя ее беспомощной на произвол судьбы; но судьба (в виде неодушевленных предметов, животных, сверхъестественных существ) помогает ей и спасает ее. Выгнанная падчерица, отвезенная в лес, посланная к Бабе-яге, в баню к нечистым духам, избавляется то ласковой речью (от Мороза, лешего), то с помощью облагодетельствованных ею неодушевленных и одушевленных предметов (от медведя, Бабы-яги), то благодаря своей догадливости (от нечистых духов); наконец, как рассказывают некоторые сказки, ей помогает благословение матери. Злобе мачехи противопоставлены скромность и терпение падчерицы. Это христианский идеал – отсюда популярность сказок о мачехе и падчерице в христианском мире. Но есть здесь и моменты дохристианские: мачеха в некоторых сказках представляется ведьмой и отсылает падчерицу к своей сестре-яге. Примечательно суждение В. Я. Проппа: "Мачеха есть змеиха . принявшая некоторые черты яги и некоторые бытовые черты" (Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1994. – С. 212).
Самый архаический из противников героя – змей. Один из древнейших образов мирового фольклора, змей воплощает враждебные человеку силы природы – прежде всего огня и воды. Не случайно он устойчиво связан с образом огненной реки. Водяная же стихия в мировых мифологиях воплощает хаос с его тьмой и бездной. Из этой бездны и является змей.