Основные художественные признаки поэтики сказки – сюжет и композиция. Сказочные персонажи раскрываются, прежде всего, в действии, и это – главный прием их изображения. Они целиком и полностью зависят от своей сюжетной роли. Одновременно действия сказочных героев определяют развитие сюжета. Сказки максимально используют время как художественный фактор, выражая этим свою эпическую сущность. Сюжет и тип героя взаимообусловлены. Можно сказать, что их единство определяет природу того или иного жанра внутри сказочной системы.
Для сказок характерна устойчивая повторяемость однотипных персонажей в разных произведениях, но только в пределах своего жанра. Благодаря этому сказочные сюжеты могли соединиться в одном повествовании, то есть происходила контаминация. Контаминация (от лат. – смешение, соединение) – объединение в одном художественном произведении двух и более самостоятельных произведений или их частей. Выявление контаминированных сюжетов обозначает и основные пути анализа сказок. Например, известно, что в русских сказках типическая черта лисы - хитрая, коварная, обманщица, плутовка. Оттого, что в сказках о лисе всегда сохранялся один и тот же тип образа (хотя и приобретал в разных сюжетах дополнительные оттенки: лиса-повитуха, плачея, даже "исповедница"), то есть вследствие типизации данного персонажа все сказки о лисе можно свести к одному повествованию. В устной традиции некоторые из этих сказок превратились в устойчивые контаминации, то есть обычно рассказываются вместе: "Лиса крадет рыбу с воза" + "Волк у проруби" + "Битый небитого везет". Контаминации сказочных сюжетов известны всем народам.
Сказочный сюжет имеет обычное эпическое развитие: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка. Специфика сказочной композиции определяется членением сюжета на мотивы.
Стилистика сказок также имеет свою специфику. Существует такое понятие: "сказочная обрядность". Она подразумевает своеобразный "поэтический этикет" сказки, главным образом волшебной, который достигался стилистическими средствами. К ним относятся формулы и присказки.
Данное направление в изучении волшебной сказки помогло выстроить модели уроков.
Приложение
"Карты Проппа"
1.Отлучка кого-либо из членов семьи. |
17.Героя метят. |
2.Запрет, обращённый к герою. |
18.Антагонист побеждён. |
3.Нарушение запрета. |
19.Бедаили недостача ликвидируются. |
4.Выведывание. |
20.Возвращение героя. |
5.Выдача. |
21.Герой подвергается преследованиям. |
6.Подвох. |
22.Герой спасается от преследования. |
7.Невольное пособничество. |
23.Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну. |
8.Вредительство (или недостача). |
24.Ложный герой предъявляет необоснованные притязания. |
9.Посредничество. |
25.Герою предлагается трудная задача. |
10.Начинающееся противодействие. |
26.Задача решается. |
11.Герой покидает дом. |
27.Героя узнают. |
12.Даритель испытывает героя. |
28.Ложный герой или антагонист изобличаются. |
13.Герой реагирует на действия будущего дарителя. |
29.Герою даётся новый облик. |
14.Получение волшебного средства. |
30.Враг наказывается. |
15.Герой переносится, доставляется, приводится к месту "нахождения" предметов поиска. |
31.Герой вступает в брак. |
16.Герой и антагонист вступают в борьбу. |