2.Развивающая: формирование у детей умения слушать и воспринимать речь учителя, развитие логического и образного мышления учащихся; обогащение знаний, развитие устной речи учащихся.
3.Воспитывающая: развитие гуманности, духовности, нравственных и эстетических качеств учащихся, привитие любви к чтению.
Тип урока: закрепление знаний.
Методы обучения: наглядный, словесный, поисковый, проблемный, игровой.
Умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся:
Учащиеся должны знать определение понятий "сюжет" и "композиция" волшебной сказки.
Учащиеся должны уметь анализировать сюжет и композицию волшебной сказки.
Оборудование: тексты "Сказки о царе Берендее…" В. Жуковского, "Карты Проппа", памятки "Сюжет волшебной сказки".
Ход урока:
I. Организационный момент: приветствие, сообщение темы и цели урока.
II. Викторина "Угадай автора"
1.Автор сказок "Золушка", "Кот в сапогах", "Красная шапочка". (Ш. Перро)
2.Автор сказки "Двенадцать месяцев". (С. Маршак)
3.Автор сказки "Лягушка – путешественница". (В. Гаршин)
4.Автор сказки "Золотой ключик". (А.Толстой)
5.Автор "Сказки о потерянном времени". (Е. Шварц)
6.Автор сказки "Конёк – горбунок". (С. Ершов)
III. Актуализация информации. Фронтальный опрос:
- Сформулируйте определение сказки.
- Назовите признаки волшебной сказки.
- Назовите основные ситуации в композиции волшебной сказки.
- Дайте определение композиции.
- Назовите элементы сюжета волшебной сказки.
- Что такое сюжет?
- Назовите два мира волшебной сказки
- Что находится на границе между мирами?
- Каковы языковые особенности сказки?
- Приведите примеры сказочных зачинов.
- Приведите примеры сказочных концовок.
IV. Презентация рисунков детей к сказке Жуковского.
V. Проверка домашнего задания: изложение сюжета "Сказки о царе Берендее…".
Ответы к домашнему заданию:
1.Экспозиция. Жил царь Берендей с женой. Отлучка из дома. Колодец. Обещание царя. Рождение сына.
2.Завязка. Встреча царевича в лесу со стариком.
3.Развитие действия. Иван – царевич уехал из дома. У озера уточки. Встреча с Марьей – царевной. Подземное царство (мир мёртвых). Иван отслужил две службы Кощея с помощью Марьи. Бегство Ивана и Марьи.
4.Кульминация. Возвращение героев в мир живых людей. Погоня. Марья три раза спасает Ивана от смерти.
5.Развитие действия. Иван в прекрасном городе. Потеря памяти. Марья превратилась в цветок. Марья идёт на свадьбу Ивана. Пирог. Возвращение
памяти. Отъезд героев. Возвращение в царство Берендея.
6.Развязка. Свадьба Ивана да Марьи.
VI. Формирование умений и навыков
1. Докажите, что "Сказка о царе Берендее…" по жанру волшебная.
Ответ: Наличие в сказке таких фрагментов как: два мира – мир живых и мир мёртвых; озеро – граница двух миров; уточки превращаются в красных девушек; подземное царство – иной мир; Кощей Бессмертный – живой мертвец.
2. Композиция "Сказки о царе Берендее…".
- Какие сказочные ситуации использовал Жуковский в своей сказке?