Значение обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов

Современное образование » Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности » Значение обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов

повествовательный рассказ дошкольный коллективный

Программа детского сада ставит перед педагогом задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной выразительной [48]. Воспитание умственной активности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с речью как языковой действительностью, формирование умений осознавать речь становится существенным условием воспитания культуры речи – необходимого звена во всестороннем развитии личности ребенка [48].

Об уровне речевого развития детей старшего дошкольного возраста можно судить по тому, как ребенок умеет строить свое высказывание. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения.

"Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения ряда языковых умений: строить повествовательное высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства" [57, с. 230]. Связность как один из самых значимых категориальных признаков текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.

"В педагогических исследованиях Л.Г. Шадрина доказано, что связность, прежде всего, формируется в текстах повествовательного характера. При этом в качестве основного результата в процессе овладения речью исследователи называют овладение текстом" [21, с. 104].

В повествовательных рассказах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким). В монологах из коллективного и индивидуального опыта формируются навыки и повествования, и описания, и рассуждения. В повествовательном рассказывании из опыта дети старшего дошкольного возраста приучаются к широкому речевому общению, у них развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связном повествовании. Формируется умение четко, понятно для окружающих, образно излагать свои мысли [38]. Коллективное составление писем, как вид рассказывания из опыта, не только развивает умение правильно составлять повествовательные тексты, но и оказывает положительное воспитательное воздействие [38].

"В исследованиях Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой, Л.Г. Шадрина доказано, что именно формирование представлений о типах высказываний и их структуре, о способах связи между частями текста лежит в основе развития связной речи детей дошкольного возраста" [43, с. 132]. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Расширение обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи [38].

Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку: словарную работу, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи [38]. Дети старшего дошкольного возраста могут научиться составлять повествовательные рассказы только путем систематического обучения, посредством постоянных упражнений [38].

Навигация