Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности

Современное образование » Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста [48]. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной [38].

В ряде исследований доказана возможность обучения детей старшего дошкольного возраста повествовательному рассказыванию (Т.И. Гризик, Т.А. Ладыженская, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрин) [31].

В педагогических исследованиях Л.Г. Шадрина доказано, что связность формируется в текстах повествовательного характера. Связность как один из самых значимых категориальных признаков повествовательного текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры [56].

Г.А. Золотова, Л.А. Киселев, Н.С. Поспелов, Г.Д. Чистяков определяют особое место повествовательного текста в системе языка и речи. Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста повествовательного типа требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства [21].

Проблемы обучения детей дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в детском саду разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриным и др.

Психологи, исследуя понятие деятельности - подчеркивали, что условием и средством достижения деятельности является творческое созидание. Это творческое, преобразующее начало должно обязательно присутствовать в обучении (В.В. Давыдов) [11]. Педагогический процесс, в ходе которого осуществляется обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов, рассматривается как творческое взаимодействие педагога и ребенка.

В дошкольных учреждениях имеется большое разнообразие форм воспитательно-образовательной деятельности, направленной на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов, одной из таких форм является коллективная творческая деятельность.

Коллективная творческая деятельность – это уникальное и в то же время естественное социальное педагогическое явление, которое может быть положено в основу обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов [23].

Методику применения коллективных творческих дел разработал академик РАО Иванов Игорь Петрович, автор методики коммунарского воспитания и коллективных творческих дел. Сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, взрослых и детей, педагогов и дошкольников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения, навыки на общую пользу и радость. Совместное обсуждение позволяет детям обогатить свой замысел, выбрать задание по силам, а совместное выполнение приводит к развитию не только умения составлять повествовательный рассказ, но и умения согласованно действовать в коллективе [22].

В научно-методической литературе недостаточно разработана методика развития повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности. Это объясняется ее сложностью и отличием от традиционных форм, методов и средств обучения составлению повествовательных рассказов детей дошкольного возраста.

Решение данной проблемы составляет цель исследования - выявить эффективность коллективной творческой деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

Объект исследования – содержание и характер совместной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста при обучении составлению повествовательных рассказов.

Предмет исследования: - процесс обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности.

Гипотеза исследования - предполагается, что коллективная творческая деятельность является эффективной формой обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

Задачи исследования, вытекающие из цели и гипотезы, конкретизированы следующим образом:

Теоретически обосновать процесс обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности.

Выявить уровень развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.

Разработать и внедрить мероприятия коллективной творческой деятельности, направленные на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.

Экспериментальной базой исследования выступил МДОУ "Детский сад" "Спутник" п. Мирный Зонального района Алтайского края.

Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи, методы исследования. В первой главе "Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов" рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировано особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста и использование коллективной творческой деятельности как формы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов. Во второй главе проведено экспериментальное исследование, направленное на формирование умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ в коллективной творческой деятельности. В "Заключении" подведены общие итоги проведенного исследования. Список литературы содержит 60 источников. В "Приложении" представлены диагностический материал, протоколы исследований, конспекты мероприятий коллективной творческой деятельности.

Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования и разработанные на его основе практические мероприятия коллективной творческой деятельности могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

Навигация