"В современной научной литературе, посвященной проблемам дошкольного возраста, содержится обширный материал о возрастной динамике различных психофизиологических функций. Психофизиологические функции детей старшего дошкольного возраста развиваются при непременном участии речи в различных ее проявлениях" [1, с. 98].
Речь не только углубляет процесс познания предметного мира, но и стимулирует развитие самих психофизиологических механизмов. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), необходимостью общения и общей жизнедеятельности ребенка [38].
Физиологическим механизмом речи является вторая сигнальная система деятельности коры головного мозга сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга. В коре левого полушария головного мозга имеется центр речи, обеспечивающий понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи. Двигательный центр коры левого полушария головного мозга речи обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит, у него остается только способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра коры левого полушария головного мозга обеспечивает понимание письменной речи, чтение. В основе речевой деятельности лежит объединяющая работа речевых центров коры левого полушария головного мозга в целом [7].
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
"По данным А.М. Леушиной, по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации" [7, с. 45].
Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения [12].
Развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Развитие синтаксиса и грамматических структур осуществляется по общим лингвистическим законам, которые ребенок активно усваивает в дошкольном возрасте [14].
"В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части, к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений" [12, с. 34].
В старшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение разных типов текстов.
Дети старшего дошкольного возраста при обучении составлению повествовательных рассказов начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.