Среди многих задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных [38]. Владение родным языком это не только умение построить предложение, но рассказать о каком-то явлении, событии последовательно. Чтобы связно рассказать что-либо, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные отношения между предметами и явлениями. "Для достижения связности необходимо умело использовать интонацию, логическое ударение, подбирать наиболее точно подходяще для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковых средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому" [38, с. 7]. Развитие этих умений и является задачей при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.
Анализ раздела "Развитие речи" в "Программе воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, позволил сделать вывод о том, что специальной задачи формирования представлений о структуре повествовательного высказывания, о способах связи между предложениями и частями высказывания не предусмотрено [10].
Комплексные вариативные программы для дошкольных учреждений, содержат специально выделенные разделы, посвященные совершенствованию связной речи детей, созданию благоприятной речевой среды, целенаправленному формированию речевых умений.
В программе "Радуга" решение задачи по развитию речи представлено в разделе "Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе". Специфичным в программе является создание у детей мотивации, стимулирующей коммуникативную активность, способствующей овладению связной монологической речью. Работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение), использованию разнообразных предлогов и союзов, повышающих связность структурных частей рассуждения (потому что, ведь), конкретизирующих мысль (например, вот), обобщающих сказанное (иногда, всегда). Овладение детьми сознательного употребления синонимов, эпитетов, сравнений, образных слов и выражений литературного языка, правильным грамматическим построением сложных предложений [44].
Анализ программы показывает, что наряду с подробным описанием освоения дошкольниками операционных критериев повествовательной речи, в ней недостаточно четко определено усложнение на каждом возрастном этапе задач по овладению смысловым единством изложения, умению отражать различные виды связи между предложениями и частями высказывания.
В программе "Детство" имеются специальные разделы "Развиваем речь детей" и "Ребенок и книга", содержащие общепринятые задачи: развитие связной речи, освоение ее грамматической и звуковой культуры. В старшем возрасте на первый план выдвигается развитие связной монологической речи. Авторы программы акцентируют внимание педагогов на специфике работы по обучению составлению описательных и сюжетных рассказов, придумыванию сказок, пересказыванию литературных произведений. Одним из достоинств данной программы является то, что, наряду с описанием способов реализации воспитателем приоритетных направлений речевого развития, авторы дают уточнения речевых умений, которыми должны овладеть дети на каждом возрастном этапе. [44].
Таким образом, в программе неполно освещены задачи формирования представлений о типах текстовой связи, не раскрывается содержание обучения построения смысловой структуры рассказа, соответствующей повествовательному типу высказывания.
Программа "Истоки" ориентирована на достижение образовательного стандарта. В блоке "Социальное развитие" представлен специальный раздел "Речь и речевое общение", посвященный обучению дошкольников устанавливать при помощи речи контакты, налаживать взаимоотношения и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. В развитии речи выделяются следующие аспекты: функции и формы речи, ее грамматический строй и звуковая культура, словарь. В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит развитие словесного творчества путем составления рассказа по серии сюжетных картин, сочинения сказки с помощью опоры на набор изображений возможных персонажей (используются характерные сказочные содержательно-тематические единства, типичная композиция и набор стилистических средств). Для овладения грамматически правильным построением высказываний ставятся задачи по совершенствованию структуры предложений, употреблению разнообразных типов синтаксических конструкций [44].