Особенности методики применения игровой деятельности

Страница 1

Игра – надежный способ, чтобы увлечь учащихся младшего школьного возраста. В современных научных теориях доказывается тот факт, что игра, являя неотъемлемой частью жизни человечества, тесно переплетается с искусством [3]. Если сравнивать художественную и игровую деятельность, то можно заметить, что их роднит многое: это эмоциональная непосредственность мотивов, доминирование образного, обобщенного начала, условность действий, ситуаций и языка, способность вызывать яркие переживания, чувства, демонстрировать эмоционально-оценочное отношение. Роднит их и наличие творчества, эффект катарсиса [4,6].

Игра ребенка выступает первоначальной синкретической деятельностью, которая наиболее естественно включается во взаимодействие с различными гранями мира человеческой культуры, отраженными в произведениях искусства. Игра в силу своих особенностей и тесной связи с искусством при восприятии музыки позволяет усилить эмоционально-образную активность, стимулирует к творчеству и внутреннему диалогу с музыкой. Она позволяет не только окунуться в мир музыкальных образов, переживаний, но и непосредственно воссоздать этот мир в игровых действиях, сюжетах, обогащать его в личностно-смысловом отношении.

Музыкальные игры отличаются от других игр тем, что содержание и характер движений определяется музыкой. Они способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогают воспринимать и любить музыку, развивают музыкальный слух, музыкальные способности.

Помимо различных игровых форм и приемов обучения сформировалось несколько видов игровых моделей, которые успешно используются на практике. Т.А.Барышевой и А.А.Щербаковой выделена классификация игр применительно к процессу музыкального воспитания. Это такие игры как:

Предметные игры – осуществляются посредством использования при конструировании игрового действия различных предметов. В этом случае предмет не просто сопровождает игру, он является частью ее содержания. Так, в музыкальном воспитании предметами в игре могут быть различные музыкальные игрушки.

Сюжетно-ролевые игры – характеризуются наличием разных заданий у участников игры, выполняющих разные роли и одновременно присутствием единого мотива у всех игроков, мотив в данном случае составляет основу игрового сюжета.

Игры-драматизации – предполагают представление участниками какой-либо ситуации или сюжета. В музыкальной педагогике примером может служить разыгрывание сюжета сказки с использованием музыкальных произведений или сюжета песни. Такие игры помогают становлению и развитию личностных качеств ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей. На уроке музыки игры драматизации обычно организуются по сюжету литературного или сценического произведения. В ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в «лицах», при помощи комплекса выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, мимики, жеста, позы.

Игры под пение – являются неотъемлемым компонентом музыкального развития ребенка младшего школьного возраста. На первых занятиях игры, как правило, проводятся под пение учителя, а затем – под пение учителя и самих детей. Организуя данный вид игр, педагог должен помнить об особенностях певческого дыхания ребенка и выбирать песни со спокойными и плавными движениями, поскольку энергичные движения, прыжки во время таких игр затрудняют дыхание и мешают пению.

Подходящий репертуар для игр под пение – народные попевки, прибаутки, хороводные песни. Их мелодии и музыкальные образы просты и доступны школьникам, имеют яркую изобразительную основу, что позволяет сопровождать пение выразительными движениями в соответствии с характером музыки и музыкального образа.

Голосовые игры – помогают детям исследовать колористические возможности человеческого голоса, расширяют диапазон, способствуют выработке певческого дыхания, артикуляции.

Музыкально-дидактические игры – воздействуя на ребенка комплексно, эти игры вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Эти игры предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.

Подвижные музыкальные игры – в играх такого типа дети сначала учатся двигаться в помещении, реагировать на условные музыкальные сигналы, различать звуки по высоте, громкости, отличать тембры простейших музыкальных инструментов. Например, под равномерный бой барабана они бегают по классу, а под удар маленького треугольника останавливаются. Во время игры учитель изменяет интервалы между ударами, например треугольника. Это активизирует слуховое внимание детей, закрепляет у них реакцию на тембр инструмента. В игре можно предложить учащимся по-разному реагировать на условные сигналы. Например, на удар ксилофона сесть, а на звук маракас встать на одну ногу; на низкий звук согнуться в поклоне, а на высокий – встать на носочки. Также если в одном случае дети бегали под музыку с сопровождением барабана, то в другом целесообразно чередовать легкий бег на носках с ходьбой или различными шагами (например, легким танцевальным на ¾) [16;18;40].

Страницы: 1 2 3

Навигация