Наличие богатой по содержанию и формам ее организации самостоятельной музыкально-игровой деятельности свидетельствует о достаточно высоком уровне развития детей, о наличии глубоких внутренних переживаний [3;16;17].
Дети младшего школьного возраста с огромным интересом относятся к музыкальным заданиям, позволяющим им самостоятельно придумать движения в пляске, продумать поведение того или иного "героя" игры, выбрать, как должен вести себя персонаж инсценировки в соответствие со звучанием музыки. Творческий процесс формирует и развивает память, мышление, активность, целеустремленность, наблюдательность, логику суждений, способность принимать быстрое решение. Умение оперировать полученными на занятиях умениями и навыками стимулирует самостоятельную деятельность, и дети от простейших творческих проявлений переходят к более сложным, переносят свой опыт на жизненные ситуации.
Игровые ситуации можно создавать во всех видах музыкальной деятельности. Например, для ощущения характера колыбельной и средств ее выразительности первоклассникам предлагают убаюкать под музыку любимую куклу. Дидактические игры (например, «Подбери картинку», «Море», «Кто поет?») акцентируют внимание детей на изобразительных возможностях музыки и стимулируют их эмоциональную отзывчивость на произведения различного характера [49].
Необходимость в игре, как дополнительном косвенном приеме обучения возникает тогда, когда учитель ставит своей целью довести предлагаемый детям учебный материал до более глубокого его осознания. Педагогическая ценность игровых приемов состоит в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, самостоятельность и самодеятельность [38].
Таким образом, методика формирования интереса к народной музыке через игровую деятельность должна учитывать возрастные особенности младших школьников и включать в себя следующие игровые формы:
– сюжетно-ролевые игры;
– игры-драматизации;
– игры под пение;
– подвижные музыкальные игры;
– голосовые игры;
– музыкально-дидактические игры.