В подростковом возрасте наблюдается рост интереса к различным внешкольным занятиям, стремление к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков, что называется познавательной самодеятельностью. "Стремление к самообразованию - характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского возраста". [1, стр.122]. Руководствуясь этим, была выбрана тема, которая не входит в школьную программу, но которая будет полезна ребятам в плане художественного обогащения и получения нового полезного навыка.
В подростковом возрасте активно развивается чтение, монологическая и письменная речь. В средних и старших классах навык чтения развивается от правильного беглого и выразительного до декламирования наизусть. Монологическая речь развивается иначе: "от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их" [1, стр 122]. Поэтому именно в этом возрасте актуально сделать акцент на умении оценить выразительную речь и обогатить средствами выразительности свою собственную.
Содержание урока обусловлено поставленной целью при проведении урока. Цель урока заключалась в научении учеников воспринимать и анализировать художественное чтение. Для достижения поставленной цели необходимо было ознакомить учеников с возможными речевыми средствами выразительности художественного чтения. Для этого все они были подробно описаны и разобраны каждый в частности на конкретном примере исполнения Михаилом Козаковым произведения Александра Пушкина "Медный всадник".
Воспитать в учениках культуру восприятия художественного чтения возможно при совместном прослушивании и проведения анализа выступлений чтецов. Полноценное знакомство учеников с художественным чтением возможно только при ознакомлении их с выдающимися представителями данного вида творчества. В данном случае, исходя из отведенного времени (2 урока по 45 минут) и оптимального количества объектов, которые смогут запомнить, обусловленных их возрастными особенностями, были выбраны примеры выступлений 4 выдающихся чтецов: Василий Качалов, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский.
"Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника" [1, стр 118]. Это обеспечивает возможность при работе с данным возрастом проводить анализ произведения, при этом как обучить самому анализу, так и ознакомить с новым материалом.
В подростковом возрасте идет активное совершенствование самоконтроля деятельности, сначала по результату или заданному образцу, а затем и избирательно любой отдельный момент деятельности. Следовательно, становится возможным заинтересовать ребят использовать новые возможности, контролировать выразительность своей речи при каком-либо публичном выступлении или при чтении стихов. "Вплоть до юношеского возраста у многих детей еще отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции. Оно, в частности, проявляется в том, что на интересной, интеллектуально захватывающей деятельности или на такой работе, которая мотивирована соображениями престижности, подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы" [1, стр 119]. Это также объясняет возможность и актуальность совмещения различного вида деятельности ребят в ходе урока.